Страниц: 1
Кюль-тегин жил в кон. VII- перв. пол. VIII вв.
Сын Кутлуга, принявшего титул Эльтериша-кагана, он участвовал в процессе воссоздания Восточно-Тюркского каганата в борьбе с Китаем. Кюль-тегин известен благодаря текстам, сохранившимся в Большой и Малой надписях на каменных стелах, известных в историографии под названием памятников орхоно-енисейской письменности. Эти тексты представлены в книге И.В. Стеблевой "Поэзия тюрков VI-VIII веков", проследившей мировоззренческую и поэтическую связь кюль-тегиновского текста с "Кутадгу билиг" Юсуфа Баласагуни и "Диван лугат ат-турк" Махмуда Кашгари. Кюль-тегин известен также благодаря исследованиям С.Е. Малова, в частности, благодаря его книге "Памятники древнетюркской письменности".
В заключительной части Большой надписи о Кюль-тегине говорится следующее: "Время распределяет небо. Сыны человеческие родились, чтобы все умереть". Ему вторит Баласагуни: "Что жизнь и что смерть, если вдуматься строго. Откуда иду я, куда мне дорога? Зачем я рожден, если смерть мне дана? Зачем я был весел? - Мне скорбь суждена! Что в мире страшнее, чем жизни кончина? Но все, кто рожден, умирают едино".
Большой политической мудростью, прозорливостью веет от обращения, звучащего в Малой надписи в честь Кюль-тегина. Здесь он обращается к современникам и потомкам, к "тюркскому народу" с призывом хранить единство, избегать раздоров, оберегать собственную государственность. Знать и управлять, что Юсуф выражает словом "билиг", надо таким образом, чтобы государство было прочным, чтобы в нем царили правопорядок, дисциплина, здоровый нравственный стержень.
Страниц: 1