Александр Холянов, президент внедорожного клуба «Шатун»
Материал опубликован на сайте информационного агентства «Восток Медиа».
Владивостокский off-road клуб «Shatoon» (Шатун) создан в 1999 году группой любителей путешествий и приключений. Клуб является членом «Ассоциации трофи клубов России».
Цель существования клуба — объединение людей, неравнодушных к «внедорожным» приключениям и организация совместных джиперских мерприятий от «покатушек» выходного дня до соревнований и крупномасштабных экспедиций.
Все соревнования проводятся в Приморье. В самом деле, чего-чего , а плохих, очень плохих и полностью непроходимых дорог в Приморье предостаточно. Маршруты прокладываются по наиболее интересным и труднодоступным уголкам края, — рассказал в интервью корреспонденту «Восток-Медиа » президент внедорожного клуба «Шатун» Александр Халянов.
- С чего начиналась деятельность клуба?
— Мы начинали как спортсмены. Проводили всевозможные соревнования на внедорожниках. Теперь наши пристрастия изменились. Сегодня к спортивным состязаниям присоединился экстремальный туризм. В сентябре клуб отмети пятилетие. Постоянных членов участников мероприятий более 20 человек. «Но мы всегда рады новым друзьям, и приглашаем всех присоединиться к нам.
- Какие сложные маршруты вами уже преодолены?
— Три года назад мы предприняли поездку по непроходимым местам Примоья – по побережью в бухту Советская Гавань через Терней, Самаргу. Там совсем не было дороги. Участвовало более 24 транспортных средств — от мотоциклов до грузовиков. Свою поездку мы назвали «Золотой рейд». Места там потрясают своей красотой — совершенно девственная природа, непроходимые леса, всевозможные речки и речушки с чистейшей водой, множество птиц и животных. Но мы не смогли пройти весь этап полностью, потому что дороги там просто отсутствуют, даже тропинок нет. Но мы не оставляем надежду покорить эти места. Поэтому год назад провели там небольшой рейд, так называемую «Разведку». Параллельно наземной группе «Разведки» шла морская — на резиновой лодке с подвесным мотором. Таким образом — не по земле, так по морю — нам удалось достичь Советской Гавани.
- Все же вы больше спортсмены или путешественники?
— Мы первооткрыватели тех мест, в которых еще не бывала нога человека, поверьте, в Приморье и на всем Дальнем Востоке таких мест большое множество.
Многие думают, что в других местах все также — те же люди, продукты в магазинах, фильмы и автомобили. Мы бывали во многих уголках региона, и встречались со многими людьми. Интересно, как меняется менталитет человека в зависимости удаленности от города. Там люди живут другими проблемами, у них иные материальные и духовные ценности.
- Почему вы отдали предпочтение Колымскому тракту, ведь в Приморье еще столько неосвоенных мест?
— Главное для нас непредсказуемость и сложность прохождения. Точная длина маршрута никому не известна. По атласу – около 2 тысяч километров. По знакам – гораздо больше. В районе Якутска и Хандыги дорога поддерживается только паромными или ледовыми переправами. Сегодня Колымский тракт используется мало. На середине пути машины не встречаются сутками. Малейшая поломка может стоить жизни. Вдоль дороги то и дело попадаются сгоревшие остатки автомобилей. Говорят, что это водители в ожидании помощи были вынуждены сжечь свои машины, чтобы не замерзнуть. На Колыме даже летом температура воздуха ночью редко поднимается выше пяти градусов тепла. При этом днем здесь бывает до +40.
Трасса проходит через Полюс холода. Его центром считается поселок Томтор. Именно здесь в минувшем веке была зафиксирована самая низкая температура в Северном полушарии – минус 71,2 градуса по Цельсию.
- «Шинтоп Трофи» — это путешествие или соревнования?
— И то, и другое: мы решили сделать командный зачет по городам. Каждый этап – это определенное число очков, хотя команда в целом будет считаться единой. Победитель определяется большинством набранных баллов. Сейчас для участия в «Шинтоп Трофи» — экстремальном внедорожном путешествии по Колымскому Тракту зарегистрировались 10 водителей-экстремалов . Думаю, к 1 августа нас станет больше.
1 августа Владивостокский экипаж вместе с сахалинским стартует из Владивостока в Хабаровск. 2 августа из Хабаровска весь экипаж направляется в Якутск. Планируем в Якутске быть уже 5-6 августа. Из Якутска к нам присоединяются команды из Магадана и Якутска. До Колымского тракта нам предстоит преодолеть три тысячи километров.
Весь путь разделен на пять специальных участков различной степени сложности прохождения. На участках расположены водные, грязевые преграды. Путешествие рассчитано на взаимодействие в команде, выживание в экстремальных условиях таежных дорог.
- Какую цель вы преследуете?
— Мы хотим познакомятся на Колыме с легендами Мертвого озера. Коренные малочисленные народы Якутии и Магаданской области до сих пор живут по своим законам, соблюдая традиции предков. В этнических поселках можно услышать древние сказания о духах, присутствовать при шаманском камлании или принять участие в традиционных праздниках.
На трассе есть и мистические места. В 150 километрах от Хандыги находится священное Шаман-дерево . Здесь «положено» остановиться и оставить духам любую нужную вещь. Рядом течет ручей, не замерзающий в самые страшные морозы. В полутора часах езды — узкий перевал «Чертовы ворота». На этом месте чаще всего случаются аварии.
Немало легенд связано и с местными водоемами. Говорят, что в темных водах озер Лабынкыр, Красное и Ворота живут таинственные хищные чудовища. Озеро с красноречивым названием Мертвое — другая крайность. В его окрестностях нет живности. А люди говорят, что испытывают рядом с водоемом сильный страх. Несмотря на множество мрачных баек, связанных с природными объектами Магаданской области, этот край — перспективное место для туристов.
Особой популярностью пользуется озеро Джека Лондона, расположенное на высоте 803 метра над уровнем моря. Его протяженность в северо-западном направлении 10 километров, а глубина достигает 50 метров.
-А очень « далекие» планы уже есть? Что будете делать после того, как покорите Колыму?
— В наших планах – покорение Монголии. Мы давно хотели с нашими сибирскими друзьями отправиться туда. Это очень интересная страна со своей такой космической спецификой маршрутом от енисейского канала в Сибири мы хотим отправиться к Шантарским островам на малых плавсредствах.
Материал опубликован на сайте информационного агентства «Восток Медиа».
Скриншот статьи:
Владивосток. июль 2005 г.