Статья в журнале «За Рулем — Дальний Восток» — Трасса Колымская…Магадана душа
Трасса Колымская…Магадана душа
Лежишь ты сопками зажата
Подьём уклон и поворот
включай стартёр вперёд ребята
шофёры боевой народ
В рейд далёкий, машина пошла
Трасса, Колымская Трасса
Магадана душа.
(Народная песня)
Более 5000 километров за 17 дней преодолели участники грандиозного рейда «Шинтоп Трофи — 2005». Взяв старт у берегов Тихого океана во Владивостоке, пройдя по всему Дальнему Востоку, участники экспедиции закончили рейд у берегов… Тихого океана, но уже в Магадане.
Доселе история дальневосточного джиперского движения не знала столь масштабного джип-броска , сопоставимого количеству и географии участников, финансовым затратам, времени подготовки, объему отснятого фото и видео материала, как экспедиция «Шинтоп Трофи — 2005», организатором которой стал Владивостокский внедорожный клуб «Шатун», отмечающий в этом году свое пятилетие.
При подготовке экспедиции оказался очень полезным опыт новосибирских джиперов из «Offroad Master Club», двумя годами ранее прошедших подобным маршрутом. По крупицам через Интернет и другие источники были найдены информация о Колымском тракте, карты и «легенды», опрошены очевидцы. Во «внедорожной» сети были собраны участники из Якутска, Магадана, Южно-Сахалинска , Находки.
На сегодняшний день главная цель – покорение Колымского тракта – достигнута. Все участники, а это почти 30 человек из пяти городов, вернулись домой в добром здравии и отличном расположение духа. Как подметил пилот владивостокского экипажа Александр Корягин: «Мы уезжали все разные, а вернулись одной командой». И это, пожалуй, это одно из самых главных достижений такой масштабной экспедиции…
«В первую очередь, я хочу назвать каждого участника «Шинтоп – Трофи 2005», — с этого начал свою интервью корреспонденту газеты «За рулем – Дальний Восток» Александр Холянов, президент Владивостокского внедорожного клуба «Шатун».
— По Колымскому тракту прошли тринадцать машин:
Автомобиль технической поддержки и обеспечения, «Тойота Дюна» (позывной – «Миксер»), бортовой номер – 250, г. Владивосток. Игорь Шаванда – пилот.
ТЛК-80 (позывной – «Юстас»), бортовой номер – 251, г. Владивосток. Царев Дмитрий – пилот, Царева Оксана – штурман
«Нисан Сафари 60» (позывной – «Странник»), бортовой номер – 252, г. Владивосток. Холянов Александр – пилот, Малышев Николай – штурман, Сагинова Аида – тележурналист ОТВ-Прим , Дека Андрей – телеоператор ОТВ-Прим .
«Нисан Сафари 60» (позывной – «Кабан»), бортовой номер 253, г. Владивосток. Корягин Александр – пилот, Коган Виталий – штурман.
«Ниссан Датсун» (позывной – «Находка»),
бортовой номер 254, г. Находка. Канивец Артем – пилот, Шитько Вика – штурман.
ТЛК-70 (позывной – «Тусич»), бортовой номер 271, г. Хабаровск. Долженко Сергей – пилот.
«Нисан Сафари 60» (позывной – «Бэтман»), бортовой номер 272, г. Хабаровск. Синельников Сергей — пилот, Болдин Владимир – штурман.
«Нисан Сафари 60» (позывной – «Робинзон»), бортовой номер 651, г. Южно-Сахалинск .
Курзин Петр – пилот, Столбенников Дмитрий – штурман, Столбенникова Татьяна – член экипажа.
ТЛК 70 (позывной – «Базука»), бортовой номер 141, г. Якутск. Прокофьев Олег – пилот, Завьялов Раиль – штурман.
«Нива» (позывной – «Стремительный»), бортовой номер 142, г. Якутск. Максимов Тимур – пилот, Олифриенко Денис – штурман.
УАЗ – «буханка», бортовой номер 143, г. Якутск. Борисова Елена – пилот, Архипова Кристина – штурман, Бузиков Александр – член экипажа.
ТЛК 70, бортовой номер 491, г. Магадан. Петр Лисецкий – пилот.
ГАЗ 69 (позывной – «Веселящий Газ»),
вне зачета, г. Якутск. Брилев Дмитрий – пилот, Жевалун Вячеслав – штурман.
«Ниссан Сафари 61", вне зачета, г. Якутск. Оготоев Семен – пилот,
Оготоевы Костя и Айдар – члены экипажа.
И я очень благодарен и признателен всем участникам экспедиции, ведь каждый стал по-своему незаменим в нашем рейде.
— Так что же представляет из себя Колымский Тракт? В Интернете читал, что есть люди, заявляющие, что «да вот я на своей «Королле» там проеду (проехал) или наоборот – «да там на гусеничном вездеходе не пройти»…
— Как ни странно, оба суждения – абсолютно верны по своей сути. Хоть и не вся трасса сейчас в «идеальном» состоянии, все-таки это дорога – с отсыпкой, вымощенная бревнами на болотах и т.д., а не зимник. Поэтому если повезет с метеоусловиями, ее можно пройти (если никуда не сворачивать!) и на неполноприводном транспорте. Но придется, конечно, попилить-покопать-потолкать . Если же с погодой не повезет, идеальная грунтовка при сильном дожде почти мгновенно превращается в месиво глубиной метр и более. Там не то что «короллы» — вязнут 6-вэдовые «Камазы» вместе с тракторами, которые пытаются их вытащить. Сам бы не поверил, но есть фотографии, сделанные экипажем «Кабана» на обратном пути. Нам с нашим «приморским» менталитетом не сразу стало это понятно, но позже пришлось признать очевидное – трасса очень нестабильна по своим параметрам прежде всего из-за нестабильности северной погоды. Безобидная речка может «вздуться» часа за три, да так, что никакой речи о переправе нельзя вести, надо только ждать, когда сойдет вода. Хотя еще вчера здесь проходили, не включая полный привод.
— С дорогой машины справились? Помните первую поломку?
— Дмитрий Царев чуть ли не на выезде из Владивостока поймал камень в стекло. Рекордсменом по поломкам стал «Веселящий ГАЗ», так ласково мы называли ГАЗ-69 якутских участников экспедиции. Немало хлопот доставляла нам наша техничка «Тойота Дюна», за свою способность перемешивать вещи и продукты в кузове до мелких фракций, прозванная «Миксером». Началось с того, что сначала весь кузов оказался залит содержимым флакона посудомоечной жидкости, недостаточно, как выяснилось, хорошо упакованным. Продукты и вещи были покрыты тонким слоем «Fairy». Я потешался от души над этим «антижировым компотом», пока не увидел, во что превратился мой новый топливный фильтр. Но эти нештатные моменты больше забавляли, нежели доставляли конкретных неудобств.
Дорога – вот, кто был главным поставщиком тревог и забот. Если кто думает, что на таких диких дорогах характер поломок и большинство технических задач какие-то особенные, тот ошибается. Разбивается все то же, что и на любой плохой дороге: рулевые наконечники, сайлентблоки, амортизаторы, рвутся тяги.
Но были и свои северные особенности. Так, на подъезде к Магадану, мы столкнулись с таким дорожным явлением как «линза» (так ее называют местные). Поскольку наш «север крайний» находится в вечной мерзлоте, то построить дорогу, с незыблемым полотном невозможно. Когда летом верхний слой почвы оттаивает, то вода никуда не уходит, упираясь в вековой лед. Вот на этой воде асфальт просаживается и «гуляет» вверх-вниз . Из-за этого некоторые участки дорог похожи на трамплины и, если их вовремя не заметить, а с учетом того, что из-за непрерывного движения внимание притупляется, то можно конкретно загреметь.
Сложность трассы – это как раз хорошо! На сложной трассе не заснешь, в то время как монотонное движение по хорошим дорогам может быстро усыпить…
Свидетельством тому могильные плиты, рулевые колеса, установленные на импровизированные кресты и… легенды о водителях «улетевших» с этих трамплинов в вечность... Однако все гораздо тривиальнее. Главных причин шоферской смертности две: это сон и водка! Как, впрочем, везде.
— Говорят, что вдоль Колымского тракта очень много сгоревших машин. Водители, оказавшиеся один на один с зимней тундрой, вынуждены были жечь сначала деревянные кузова, потом подпаливали и сами машины, чтобы согреться.
— Такого мы не заметили, хотя пытались специально обратить на это внимание. Но, с одной стороны, честно признаюсь, на это и времени-то особо не было. Были дни, когда перегоны составляли по 16 часов. С другой стороны, сегодня Колымский тракт далеко не тот, что был во времена Иосифа Виссарионовича и ГУЛАГа. Сегодня, особенно с якутской стороны, ведется, я бы сказал, окультуривание Тракта, работает мостострой, дорога расширяется, улучшается.
— Какая изначально перед вами стояла цель?
— Это были не гонки на выживание или на время. Во главу всех наших задумок, в первую очередь, ставится человек. Будь-то люди, живущие в тех местах или мы, избравшие эти места для знакомства и путешествия. Еще Лао Цзы говорил 500 лет до нашей эры: «Настоящий путешественник не имеет конкретных планов и конечных целей».
Но соревновательный аспект тоже был заявлен в «Шинтоп-Трофи », в основном, для «возбуждения» общественного мнения. По сути дела, сегодня подобными экспедициями мало кого удивишь. А мы, вот, пожалуйста, соревнования! По прохождению скоростных участков, первый этап, второй этап, по рыбной ловле и т.д. Экстрим в цифрах и в местах…
На трассе были выбраны наиболее сложные и интересные участки для проведения двух внедорожных конкурсов: «Колыма — чудная планета» и «Золото Колымы». Призовые места по итогам всех соревнований распределилисьтак: 1 место у команды из Якутска, 2 место — Находка, 3 место – Хабаровск.
По результатам голосования участников экспедиции были присуждены несколько отдельных номинаций «Шинтоп Трофи — 2005».
Звание «Человек «Шинтоп Трофи 2005» завоевал Игорь Шаванда, технический директор экспедиции и водитель грузовика-технички . Никогда не теряющий присутствия духа и чувства юмора Игорь в одиночку провел неполноприводной, «городской» грузовик по сложнейшей трассе. У Игоря всегда находились энергия и время, для того, чтобы помогать всем участникам экспедиции в решении любых технических проблем.
Номинацию «За волю к победе» получил экипаж прессы из Якутска на ГАЗ-69 , позывной «Веселящий газ» — Брилев Дмитрий и Жевалун Вячеслав. Только очень сильное желание дойти до Магадана, именно «волевая» составляющая победы помогла им пройти трассу, несмотря на количество поломок, явно превышающих количество узлов и агрегатов советского джипа.
Номинация «За командность» была присуждена экипажу из Владивостока на «Нисан Сафари». Участники клуба «Шатун», имеющие многолетний экспедиционный опыт — Александр Корягин и Виталий Коган всегда оказывались на самых сложных участках трассы и уже только своим присутствием мобилизовывали силы участников.
«За профессионализм» был награжден экипаж из Находки – Канивец Артем и Шитько Вика. Артем – пилот экипажа, в недавнем прошлом – офицер танковых войск – «выжимал» из машины – рессорного пикапа «Нисан Датсун» все возможное и не возможное тоже. Именно экипажу из Находки принадлежит рекорд экспедиции по скорости прохождения участка «Владивосток – Якутск» — тяжело груженному «Датсуну» удалось пройти более 3 000 км. дороги всего за 58 часов, при этом автомобиль остался в хорошем техническом состоянии, а экипаж – в отличной физической форме.
— Сложности с отправкой техники из Магадана были?
— К счастью, с этим не было никаких проблем. Мэр Магадана Владимир Печеный — золотой человек — помог организовать отправку техники в Восточный порт (г.Находка) на теплоходе «Золотая Колыма», за что ему от всех «шатунов» большое спасибо. Если бы не такая помощь, о скором возвращении домой можно было забыть. Погрузив машины, участники спокойно улетели домой.
— Вариант возвращения своим ходом рассматривался?
— Да. Тем более что «самоходом» теоретически дешевле, но машины подустали, и лишний риск нам был не нужен. Мы видели сколько стоят запчасти в Магадане и Якутске, и не дай бог внеплановая поломка, можно было бы застрять надолго. За дорогу, например, Робинзон лишился генератора, стоимостью порядка $400-500 , а Бэтмен по пути потерял 5(!) амортизаторов.
С другой стороны, и мы изрядно подустали. Конечно, интересно было бы еще два-три дня поездить по самим лагерям, посмотреть, подсобрать дополнительной фактуры для фильма о Колымском тракте, который снимался в ходе экспедиции. Ведь по сути дела вся экспедиция из-за плотного графика движения прошла по принципу «педаль в пол», а местные достопримечательности попали под «остаточный принцип». Поэтому два экипажа, недополучив впечатлений от прохода по Колымскому тракту в один конец, решили вернуться домой своим ходом, и успешно это сделали.
— Если не секрет, сколько стоит такое масштабное мероприятие?
— Посчитаем… Колеса $1000, топливо $500, подготовка машины под тысячу долларов, обратная дорога около тысячи, плюс 50 рублей в сутки на продукты питания и предметы жизнеобеспечения, то получим искомые 2,5-5 тыс. долларов. Сюда входят запасные части. Лучше перестраховаться и увеличить топливный бюджет, нежели потом слезы лить в тундре. Соляркой могут помочь и гостеприимные северяне с широкой русской душой, а можно и на заправке отдать 20 рублей за литр. Бензин вообще чуть ли не доллар там стоит – 24 рубля!
— Какие встречи на «Колымском Тракте» запомнились вам больше всего?
— Как ни странно, так много разговаривать по-английски , как на Колыме, мне не приходилось уже лет 10. «Колымский Тракт» притягивает к себе не только приморских джипперов, но и голландских и немецких велосипедистов, английских пешеходников, польских туристов и питерских автостопщиков – весь этот «интернационал» повстречался нам на пути. Все без исключения путешественники – люди яркие и открытые к общению.
Самый впечатляющий пример, конечно же, – это Рози Поуп, пенсионерка из Великобритании. Она уже почти два года идет пешком, впрягшись в небольшую тележку с нехитрым скарбом. Ее цель – обогнуть Земной шар, нам же посчастливилось пообщаться с ней на Колыме. Ее пример бесстрашия и силы воли просто вдохновляет! Когда мы «пересеклись» на одном из самых глухих мест тракта, мы оказались первыми людьми, которых она видела за последние три дня. У Розы заканчивались продукты, где-то рядом бродил медведь, поднявшаяся в реке вода не позволяла уже два дня переправиться на другой берег, но ее оптимизму и воли к победе можно было только позавидовать. Мы помогли Рози продуктами, подарили фирменную бандану «Шинтоп Трофи» и отправились дальше, а я с тех пор стал невольно сравнивать все наши дорожные проблемы с «экспедицией» Рози – наши стали казаться просто смешными.
— Александр, можно ли рассматривать Колымский тракт как полигон или, вернее будет сказать, место для проведения внедорожных и прочих экстремальных соревнований российского и международного масштаба?
— Почему бы нет. Вы же понимаете, что все зависит от финансов. Если найдутся люди, способные заплатить за участие в подобных мероприятиях «энную» сумму от 3,5 до 5 тысяч долларов, то почему бы и нет. Но для любого мероприятия нужно сначала найти инвестора. Сделать это нелегко. Кстати, нашей экспедиции по Колымскому тракту оказала поддержку группа компаний «Востокшинторг». Ее генеральный директор – Дмитрий Царев, сам стал участником нашего многодневного перехода, дав название экспедиции «Шинтоп-трофи ».
Записал Ян КОНОПЛИЦКИЙ.
Владивосток. Сентябрь 2005 г.