Главная  /   Галерея  /   Внедорожные мероприятия  /  
Разведка «Золотого Рейда-II» — материалы, подготовленные для National Geographic в полном объеме.
Экспедиция «Разведка «Золотого Рейда II» — до Ванино на надувной лодке. 16 сентября 2004 г., 9.00 по Владивостокскому времени Взошедшее из вод Татарского пролива солнце осветило исполинскую пустынную галечную косу у устьев реки Самарга. С моря дул несильный ветер, который мог закончиться через 30 минут, а мог за это же время превратиться в штормовой. Напротив стоянки 4-х внедорожников с клубными наклейками «Шатун», у самой кромки воды, заканчивалась погрузка снаряжения в 4.3 метровую надувную моторную лодку «QuickSilver». Развернутую носом к волне лодку, весящую со всем снаряжением и мотором около 300 кг., за бортовые ручки подхватили 6 человек и по команде бросились вперед, чтобы перенести плавсредство через полосу прибоя. Как только лодка оказалась на воде, два члена экипажа в ярко-желтых комбинезонах на ходу запрыгнули в «QuickSilver» и взялись за весла. Еще через минуту на лодке затарахтел двигатель, и ярко-красная посудина, и так казавшаяся скорлупкой в водах океана, стала быстро удаляться в сторону мыса «Золотой», пока минуты через нескольку минут не скрылась за волнами. Так начался заключительный этап морской части «Разведки». «ВЛАДИВОСТОК-СОВГАВАНЬ-ВЛАДИВОСТОК» С 6 по 21 сентября 2004 г. внедорожным клубом «Шатун» была проведена экспедиция «Разведка «Золотого Рейда II», информационным спонсором которой выступило издательство «Золотой Рог». Уникальным на этот раз стал сам формат мероприятия – старейший внедорожный клуб в Приморье «замахнулся» на море. Участники экспедиции делились на 2 группы – наземную и морскую. Наземная часть состояла из 8 человек на 4-х внедорожниках, морская – из двух человек на надувной лодке длиной 4.3 м. с подвесным мотором 30 л.с. Наземной группой была осуществлена доставка снаряжения и топлива на место начала маршрута морской группы, а так же поддержка и снабжение морской группы до поселка Самарга – это на границе Приморского и Хабаровского краев. Далее наземная часть экспедиции вернулась своим ходом во Владивосток, а морская часть самостоятельно дошла до Советской Гавани. За время экспедиции было преодолено по наземному маршруту около 3000 км., общая протяженность морского маршрута составила около 400 км. В рейде участвовали следующие экипажи: Наземная группа — ЛендРовер Дефендер, позывной Конрад, (Николай Исаков, Виталий Коган); Ниссан Сафари, позывной Странник, (Александр Корягин, Василий Артёмов); Ниссан Террано позывной Куб, (Вадим Виноградов, Евгений Комиренко) Тойота Прадо позывной Покемон (Александр Кладкевич, Ольга Шурыгина) Морская группа – Лодка Quicksilver длиной 4.3 м с подвесным мотором Yamaha30 л.с. -позывной Сильвер (Дмитрий Заковоротный, Александр Холянов). Было собрано много информации о состоянии дорог на участке «мыс Золотой-Нельма-Гроссевичи-Коппи-Совгавань», после дополнительной проработки полученные данные должны лечь в основу рейда по маршруту «Совгавань-Самарга-Владивосток». Таким образом, будет полностью пройден маршрут «Золотого Рейда I», проведенного клубом «Шатун» 2 года тому назад (тогда джипперам удалось преодолеть только половину маршрута рейда). Собранная информация и приобретенный опыт так же должны помочь клубу «Шатун» в следующем году организовать экспедицию полностью в «морском» формате — по побережью Охотского моря к Шантарским островам. СУХОПУТНЫЙ МАРШРУТ Стартовали по плану – шестого сентября в 10 утра от С-56. Шли в неспешном скоростном режиме, с остановками и примерно в 17 часов проехали Кавалерово. Тут выявилась первая неприятность, которая в итоге послужила причиной двухдневной задержки в пути всей экспедиции – на Дефендере (он только что вышел из периода длительного и серьёзного тюнинга) открутилась и утратилась незашплинтованная по недосмотру гайка крепления рычага, удерживающего задний мост – мост крутанулся, удар через карданный вал передался на раздатку и … – в общем, до Тернея добрались, но в Терней пришлось доставлять раздатку и на эстакаде знакомого «батюшки» осуществлять замену. Как раз на этот период пришёлся очередной налетевший на Приморье тайфун, так что старт морской группы из Тернея исключался. Двинулись в сторону Светлой, прибыли на мыс Олимпиады – живописнейшее место, где раньше стояла и процветала деревня Кузнецово – ныне её население два человека — бабушка с сорокалетним сыном Борей. Бабушка ворчит на Борю, ушедшего «в гости» пешком за 15 километров и с гордостью демонстрирует нам своего любимого рыжего кота по кличке «Чубайсик». Ввиду идущего нереста лососёвых кое-какое оживление у нерестовых речек наблюдается – за брошенным домом укрывался ЗИЛ-131, экипаж которого обеспокоенно разглядывает нашу процессию и без промедления ретируется. Наконец-то можно разгрузить машины от морского снаряжения – дальше лодка пойдёт своим ходом. Погода благоприятствует и поутру наземная и морская группы впервые разделяются – «морякам» предстоит преодолеть порядка шестидесяти км по воде, а нам – более двухсот по суше, по плохим и очень плохим дорогам, с заездом и последней заправкой в б. Светлая. Встреча назначена в устье реки Венюковки. Какое-то время, примерно 20 км, обе группы двигаются в пределах видимости друг друга и досягаемости радиосвязи. Кстати, о связи – для ближней связи между группами и между машинами в группе экспедиция использовала радиостанции морского диапазона, одну стационарную, остальные носимые. При любых изменениях рельефа гарантированная дальность связи была не менее 3 км, при благоприятных условиях – до 10 км и больше. На больших удалениях и для связи с городом использовались четыре комплекта спутниковых телефонов – три TELIT и один QUALCOMM. Если с городом вхождение в связь было беспроблемным, то связать спутниковые телефоны между собой практически не удавалось, потому в основном сообщения передавались через городского «диспетчера». От Светлой по лесовозной дороге углубляемся в «материк», где без труда обнаруживаем сделанный нами два года назад (во время «Золотого Рейда») пролаз – двухкилометровый переход по лесу с лесовозной дороги на старые геологические разработки в бассейне р. Венюковки. Переваливаем через водораздел и начинаем спуск к морю – до темноты спустится не удаётся – ночуем на речной косе. Утром продолжаем движение, дорога становится всё хуже, броды – всё глубже. Штурмуем один из бродов, Сафари и Дефендер успешно форсируют и тут в рации напряжённо — «Конрад, Куб тонет!». Пытаемся быстро развернуться на топкой косе, а голос в рации уже с долей трагизма (но без паники!) — «Конрад, мы тонем!». Наконец, разворачиваемся – Террано в воде с креном градусов 35, штурманское сиденье под водой, штурман эвакуировался с мокрой … одеждой, пилот – за рулём. Василий – штурман Странника быстро заводит лебёдочный трос за бампер Террано, выдёргиваем, сливаем воду. Фатальных последствий вроде нет – гидроудара не случилось, приборы постепенно оживают, ну а то, что штурману весь оставшийся путь придётся ехать с пелёнкой на мокром сидении — такова штурманская доля… Продолжаем движение – виден дымок, навстречу с радостным лаем выбегает собака – ба, да это же «новая квартира» нашего знакомца по Золотому Рейду, Ивана Васильевича. Из брошенной деревеньки Крепостное он перебрался в окрестности такой же брошенной Венюковки. Ему 74 года, живёт один (не считая собачек), старается бодриться, но годы дают себя знать. Жалуется, что тигр утащил хорошую собачку, что его регулярно навещает медведь и он, видимо, его «накажет». Оставляем ему пару палок сухой колбасы, сгущёнку, запас свечек, он, в свою очередь, презентует пару литров свежезасоленной икры, разливаем последние полбутылки коньяка и — «счастливо, Иван Василич, не болей!» В рации уже слышим наших моряков – они высадилсь и переночевали нормально, с нетерпением ждут нас. В устьях Венюковки дорога тяжела – топкая низина, ямы и кочки. Сафари и Дефендер регулярно подёргивают «меньших братьев» из ям и буераков, но движение продолжается достаточно уверенно. Вот и берег – песчано-галечный пляж длиной более 20 км, до самой Единки. После ночёвки «моряки» отправляются своим маршрутом, по морю, мы – по суху. Пересекаем речку Единку, въезжаем в центр местной цивилизации – Перетычиху. Здесь сельсовет, почта, электростанция, спутниковая тарелка. Нас узнают – детишки бегут с криками «ПТРцы приехали!» — в Золотом Рейде на всех машинах были надписи спонсора — «ПТР». Беседуем с местными жителями, спрашиваем о судьбе пробитой нами в сторону Хабаровского края дороги. Пользуются ей только охотники, больше она, собственно, никому не нужна. Скупаем в местных лавочках запасы пива, едем в устья Самарги. Моряки уже там, высадились успешно, хотя и не без приключений. Два дня проходит в ожидании погоды, общении с аборигенами-удэгейцами, отводят душу рыбаки. Меню существенно обогащается – икра, лососина, лосина (угощают аборигены). Принято решение – назавтра старт моряков на Совгавань. Утро… Снарядили-загрузили-столкнули «Сильвера» — он сразу взял курс на север и быстро скрылся из виду. На душе неспокойно — Татарский пролив место штормовое, мы с Виталей (штурман Дефендера) в пору нашей научной молодости, в 90 г, бороздили его на научном пароходе, искали упавший Ту-22, тоже по осени, тогда шторма шли один за другим. Немного успокаивает то, что сейчас погода почти штилевая и по прогнозу на завтра — слабый юго-юго-восток, т.е. для наших мореходов попутный ветер. Первая связь — через три часа, напрямую связаться опять не удалось, через город Сильвер сообщает, что у них всё нормально, Нельму прошли ходом, идут в сторону Гроссевичей. Вечером опять связь с городом — мореходы встали на ночлег, дали свои координаты — да они уже с испугу чуть ли не три четверти пути промахнули. Радуемся за них. Значит и нам можно стартовать в сторону дома. Наутро выезжаем… В Перетычихе прикупили икры — местные продают с охотой, попутно охаивая качество приготовления конкурентов. 400 р за литр, можно было бы и сбросить, но торговаться нет ни времени, ни желания. Доехали до Венюковки, минут десять дебатировали — возвращаться той же дорогой или пойти по Кабаньей, что гораздо ближе. Дефендер пытается склонить остальных к движению по Кабаньей, но двумя голосами против при воздержавшемся Сафаре принимается обратный маршрут по Венюковке, т.к. Прадик опасается за передний кардан, а на Терране трещит ШРУС. К 18 часам выходим на перевал между бассейнами Венюковки и Кабаньей и тут сначала Террано, а за ним Прадо почему-то суются не в тот спуск — тупик. Задом вылезти невозможно, и передом — только на лебёдках. Эволюции и манёвры занимают два часа и в итоге оба они превращаются в недоприводных — передков больше нет. Из города сообщают – «моряки» в Ванино, уже загрузились в поезд! Ура! Ночуем на мосту на Кабаньей, с утра гоним в Светлую, заправляемся у частника, выдвигаемся в сторону Олимпиады. До прибрежной полосы доходим нормально, но по песку и гальке наши недоприводные ехать уже не могут, сначала подёргиваем их каждый своего, но по мере углубления песка Дефендеру и Сафарю приходится впрягаться цугом, чтобы тянуть одну машину — сопротивление очень велико. Догоняем КАМАЗ-трёхосник, вгрузившийся по самое... — двое мужиков пытаются что-то копать. но без всякого энтузиазма, как будут вылазить — непонятно. Помочь мы им не в силах, двигаемся дальше. Начался дождь, на Дефе захандрило сцепление, педаль плохо возвращается, видимо хлебанул таки водички вбродах. Ночуем на Кеме. С утра прокачиваю-промываю сцепление, всё восстанавливается, нормально, едем в Терней. Не доезжаем — на перевале приходит кирдык ступице Террано. Оставляем с ним Покемона, мы едем в Терней, к батюшке — надеемся подварить у него оторванный амортик, да и раздатку оставленную надо забрать. Раздатку забираем, подвариться не удаётся — придётся ехать на трёх амортах, на двух из которых разбились резинки. На выезде из Тернея дожидаемся отставших — появляются в шесть часов, починились, можно двигаться дальше. На Дефе к этому моменту забастовал генератор, едем, меняясь аккумуляторами с Сафарём. Ночью от этого толку совсем не много, света не хватает, в два часа встаём за Арсеньевым, кемарим до рассвета. С рассветом — в путь, уже на излёте сил, да ещё доблестные гаишники тормозят раза три, поговорить за жизнь, поинтересоваться машинами. Уже на Горностае высасываю аккум до донышка, так что перекрывается топливный клапан. Ставим на Деф аккумулятор с Сафари, еду домой, сажусь на Краун, возвращаюсь с аккумом к Сафарю — ффсё! Экспедиция завершена.... МОРСКИМ МАРШРУТОМ Во все времена человечество интересовалось больше морским побережьем, чем континентальными землями, и на это были свои причины. Свои причины на это есть и у нас. До многих сказочных уголков побережья северного Приморья можно добраться только морем. Поскольку все побережье от залива Ольга до Советской гавани можно назвать «зоной рискованного мореплавания» — за отсутствие бухт, где можно укрыться во время шторма, легкое надувное плавсредство дает нам необходимую свободу действий — в случае ухудшения погоды мы можем почти в любом месте вынести лодку на берег «на руках». Правда, за такую безопасность и автономность приходится расплачиваться комфортом — но это терпимые издержки. Из дневника экспедиции (морская часть): 17 сентября 2004 г. Погода постепенно портилась. Поднялся ветер, на волнах появились барашки, появились низкие дождевые, практически черного цвета тучи. За 60 километров до Совгавани агрессивность окружающей среды была близка к апогею — на одном участке там даже нет никакой полосы прибоя — прямо из воды поднимаются отвесные скалы, высотой до 200 метров, если смотреть по карте — из-за низкой грозовой облачности их верхушек абсолютно не видно. Полное отсутствие каких-либо бухт и полосы прибоя приближают к нулю все попытки спастись на берегу в случае аварии на море — если, конечно, не обладать навыками «человека-паука». Наше счастье (совсем небольшое) — в том, что ветер не встречный, а слегка попутный — идем по волне под 45 градусов. Время от времени появляются «волны-убийцы», как мы их назвали — крутые волны 2.5-3 метра высотой, которые могут легко перевернуть нашу «резиновую гордость». Дмитрий остервенело выписывает среди волн немыслимые пируэты, я же, вспоминая яхтенный опыт, пытаюсь откренивать. Ситуацию осложняют еще 2 фактора — из-за сложного рельефа волны винт кавитирует — т.е. завоздушивается пузырьками воздуха, из-за чего мотор начинает реветь на запредельных оборотах, а скорость резко падает. На воде много морской травы. Достаточно одной полоске попасть на ногу двигателя около винта и винт немедленно завоздушивается. Двигатель приходится ставить на нейтраль, переключать на «заднюю» и уже потом опять давать передний ход. Это – потеря времени и скорости, в такой момент мы полностью беззащитны против наших «волн-убийц». Последствия переворачивания лодки в текущих условиях могут быть достаточно фатальными. В лучшем случае мы потеряем все съемочное и навигационное оборудование, в худшем — потеряем вообще все — если после переворота не удасться завести двигатель. Про самый худший случай думать никому не хотелось. Обстановка очень напряженная — время тянется не простительно медленно — по ощущениям 10 минут равны как минимум получасу. Тем не менее, понемногу продвигаемся — не смотря на погоду и потерю скорости — выбора у нас нет — на прибрежных скалах такой накат, что речи о том, чтобы попробовать переждать непогоду на берегу не возникает. Вспоминаются наши товарищи из «наземной» части экспедиции — они, наверное, только проснулись, сидят у костра и пьют — чай, конечно же, под спокойную неторопливую беседу. Начинаем встречать какие-то признаки цивилизации, на душе сильно легче не становится — это искореженные проржавевшие куски судов на прибрежных камнях примерным тоннажем от 5 до 20 тысяч тонн. По всем нашим расчетам, за линией прибоя, в километрах четырех должна быть Совгавань, но не видно ни людей, ни построек. Достигаем мыса «Маячный» — ошибки в навигации быть не может — мы почти у цели. Напротив мыса — последнее испытание. «Зыбун», примерно как в Приморье у мыса Гамова, только гораздо сильнее — сталкиваются 2 течения и на месте их слияния — хаотичная волна острой формы, появляющаяся абсолютно непредсказуемо. И прямо с этого места открывается вид на самый большой из увиденных нами погибших кораблей — огромный сухогруз. Куски исполинской ржавой туши, разбросанные по прибрежным скалам, бурлящим от шторма, на фоне чахлой северной растительности на негостеприимном берегу не вселяют особого энтузиазма, но мы знаем — сразу за обломками корабля — поворот почти под 90 градусов в закрытую от ветра и волн бухту Сетуан. После маяка мы идем уже прямо по волне — как по «русским горкам». Делаем «левый поворот» — и вот он, долгожданный штиль. Бухта выглядит довольно мрачно, но в ней есть явные следы присутствия людей и хорошо наезженная автомобильная дорога. Морская часть путешествия завершена без потерь! НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ Всего за один день можно доехать от Владивостока до Тернея. Далее — Амгу, где уже есть очарование диких мест, но куда еще можно проехать на легковушке. После Амгу передвигаться можно только на джипе, после поселка Светлая — только на подготовленном джипе, а после мыса Золотой – только морем. Малообжитые районы Приморского и Хабаровского краев между Тернеем и Советской Гаванью кажутся необитаемыми только с первого взгляда – редко когда встречаются отрезки пути более 30 км., где совершенно нет людей. Даже в «нежилых» по состоянию еще на 15 лет назад деревнях еще есть жители. Аборигены (в том числе и в самом прямом смысле этого слова — если говорить об удегейцах из Самарги) люди очень разные, но с явными склонностями к миросозерцательному, «отшельническому» образу жизни. Жизнь есть там, где есть лесозаготовки, активно растет деревня Нельма, что в Хабаровском крае. Соседние же Гроссевичи, не смотря на столь пафосное название и вполне жилой вид с воды, могут похвастаться только 4 постоянными жителями. Мало кто знает, что происходит на этих землях, «общей картинки» нет даже у местных жителей. В Самарге все, кого мы спрашивали, очень смутно представляют, что творится от них в 30 км. — что происходит в Гроссевичах за сотню километров от Самарги не знает никто. Населенные пункты на побережье Татарского пролива появились еще в царские времена – во время освоения новых колониальных земель – и выполняли, как тогда было принято, в том числе и роль застав. Пик расцвета прибрежных деревень приходился на первую половину XX века. В те времена всё их население было занято ловом и обработкой рыбы. Но с развитием флота и добыча, и рыбообработка переместились прямо в море – плавбазы и плавзаводы гораздо рентабельнее, нежели архаичная, в основном ручная рыбообработка в труднодоступных районах. Советская власть пыталась частично переориентировать местную промышленность, до каких-то пор жизнь поддерживалась благодаря военным, но позже ушли и они. Какое будущее ждет эти благодатные края завтра? Сегодня же, благодаря отсутствию коммерческого использования экосистема «заброшенного» побережья находится в первозданном состоянии и скрывает в себе немалый потенциал для экологического и экстремального туризма. ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ — ПОДЕННО 1 день, 6 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 550 км. Пройденные населенные пункты – Владивосток-Арсеньев-Дальнегорск-б.Лангоу Стартовали в 11.00 от мемориала «Подводная лодка С-56». По всем четырем внедорожникам экспедиции было распределено оборудование для «морской» части экспедиции –канистры для топлива общим объемом 150 л., прочее оборудование. Экипаж лодки до места начала «морской» части экспедиции вез «Нисан Сафари». Приключения начались после Арсеньева – «Дефендер» внезапно прижался к обочине. Оказалось, разбит шарнир «А»-образной тяги, ремонту в полевых условиях не подлежит. По спутниковому телефону заказали нужную деталь во Владивостоке «с доставкой до места аварии», расчетное время прибытия детали – 15-16 часов следующего дня. «Дефендер», как утративший способность к самостоятельному перемещению, остался на трассе, «Сафари» продолжил движение к бухте «Лангоу» — традиционному месту ночевки при поездках на «северное» направление. В бухте был обнаружен мирно спящий экипаж «Крузера», «Террано» же видно не было. Поскольку по трагическому стечению обстоятельств рюкзак с Васиными вещами и спальником оказался в потерявшемся «Террано», примерно около 3-х часов ночи экипаж «Сафари» стартовал искать пропажу. «Террано» был обнаружен в соседней бухте, после чего состоялось воссоединение 3-х из 4-х внедорожников экспедиции. Дефендер, в ожидании ремонта, ждал на трассе. 2 день, 7 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 0 км. Пройденные населенные пункты – б. Лангоу В связи с ремонтом «Дефендера» было решено устроить дневку. В Лангоу кроме нас никого не было, погода начала портиться только к вечеру, поэтому у нас еще было время купаться, жарить мясо, варить шурпу и т.д. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Лестер: Седьмое сентября, второй день пути, утро, около девяти утра. Поломались. (неразборчиво) Ну а теперь подробнее скажи. Конрад: Поломался ... полетел шаровый палец треугольной тяги, А-образный, заднего моста. Ждем помощь из города. Лестер: Заодно разбираем раздатку. Вдруг там тоже что сломалось. Конрад: поскольку там тоже явно что-то произошло вследствии... Лестер: Все это происходит на обочине дороги, мимо едут машины, рассматривают все это дело, интересуются. ****************************************************************** К вечеру «Сафари» отправился помогать «Дефендеру», вскоре чего обе машины прибыли в лагерь. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Лестер: И вот второй день, мы подъезаем к бухте, где нас ждет гостеприимный, говорят, лагерь. Наконец-то мы починились в первом приближении и можем двигаться. Что произошло сегодня: некий добрый самаритянин, которого из себя изображал Саша Маслов, сделал что-то типа экспресс-доставки и привез необходимый А-образный шарнир, который был сразу же восстановлен на место и мы смогли продолжить наше движение. Времени пол-девятого, я думаю, что мы сейчас позавтракаем, пообедаем и поужинаем. Конрад: Туман. Лестер: Вот, говорят моросит туман типа дождь. Ну, я думаю, что поломки у нас не кончились, потому что ехали, держа раздатку, что она куда-то вылетала, так что завтра будем чиниться дальше. Вот. ****************************************************************** Между тем погода начинала портиться. Под утро порывы ветра достигли ориентировочно 20 м/с, и мы начали откровенно завидовать тем, кто ночует не в палатке, а в машине. 3 день, 8 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 120 км. Пройденные населенные пункты – б. Лангоу — Терней Наскоро собравшись, тронулись далее. Море, еще штилевое вчера, сегодня просто пугало и шокировало. Коллеги по экспедиции в этой связи достаточно шаблонно шутили – предлагая немедленно начать морскую часть экспедиции. Мы так же пытались шутить и говорили, что для настоящих моряков – это просто безобидный штиль, и ниже нашего достоинства выходить в море в такую «девченочью» погоду. Тем не менее, как позже выяснилось, это был тайфун, хорошо потрепавший все побережье. В Самарге старожилы не могли вспомнить подобного разгула стихии за последние 20 лет – там «раскачавшемся» прибоем даже смыло картошку на огородах… ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №5 Лестер: Четвертый день пути(?). Нет, вру, третий, нет, четвертый. Ночью начался тайфун, даже вечером. Рация: Куб Конраду, прием. Лестер: Извините, вызывают. Конрад слышит, прием. Рация: … кого вызывает? Лестер: Хороший вопрос! Рация: Проехали Каменку, Впереди Куб, сзади Покемон. Конец связи. Лестер: хорошо, теперь понял. Рация: Виталя, все, что ты сказал – я ничего не понял. Конрад: Смех. Лестер: А это тебе не предназначалось. Рация: Вот теперь понял. Лестер: Продолжаем разговор. Э… ночью начался тайфун, ветер вваливал, сорвал тент, палатки выдержали. Рация: Мужчина … проявил интерес, с кем ты общался. Лестер: С Кубом общался, с Кубом! Рация: А он нас слышит? Рация: Слышу отлично. Прием. Рация: Понял. Лестер: Вот разговорчивые попались. Утром встали, дождь шел, но уже слабее, развели костерчик, сварили чайку, попили, поели. Починили раздатку, сейчас кайф – можно ее не держать. И движемся дальше – проехали Каменку, подъезжаем к Пластуну. Трек №6 Лестер: Продолжаем третий день. Двенадцать тридцать. Дождь практически закончился, очень сильный северный, северо-восточный ветер Конрад: Северо-западный Лестер: Северо-западный, поправляют, моряки, мы по радио слышали, передавали, что волна поднимается, а нам стало веселее, практически ничего не сломано. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №7 Лестер: Короче, я накаркал. Только я сказал, что у нас все хорошо как у нас все плохо. У нас похоже Конрад: раздатка все-таки помирает. Раздатка помирает. Сейчас мы даем ей последний шанс восстановиться, если она за эти 10 километров не восстановится, то мы ее будем менять. (неразборчиво) доставки из Владивостока. Лестер: Все тот же добрый самаритянин, он только пять минут назад вернулся во Владивосток с этой самой раздаткой в багажнике, он перекусит и выезжает снова к нам в Терней. ****************************************************************** «Сафари» и «Дефендер» остались в Тернее. «Дефендер» занял давно известное всем нам место на железобетонной эстакаде «У Батюшки». Батюшка ничуть не изменился за прошедшее время, оказывал помощь со всей обстоятельностью и наотрез отказался брать в качестве вознаграждения деньги. А так же водку и пиво. «Крузер» и «Террано» двинулись дальше и разбили лагерь на речке за Тернеем. На ночлег остановились в «комнате отдыха» местной пожарной охраны. Сухое помещение – даже при условии, что пришлось спать на полу — было большим «плюсом» после мокрой палатки. 4 день, 9 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 0 км. Пройденные населенные пункты – Тереней. Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №8 Лестер: Четвертый день пути. Времени 18 часов. Закончили ремонт. Жуткий. Заменили раздатку. Конрад: Два раза. Лестер: На другую раздатку. Конрад: (Смех) Лестер: Но стало лучше. Все болит, сплошные шишки. Зато наши доблестные коллеги познакомились с местным населением, знают теперь все местные кафешки, что лучшее место для отдыха — это МЧС, которое нам любезно предоставило комнату отдыха Конрад: Пожарка Лестер: МЧС написано на них. Пожарка и МЧС сейчас одно и то же. Сейчас продолжаем двигаться дальше. Про поломки я молчу. ****************************************************************** Остаточные явления тайфуна продолжали присутствовать в виде ветра, сильного наката и начавшегося ближе к вечеру дождя. В связи с этим было принято решение начать «морскую» часть экспедиции не с Тернея, а с мыса Олимпиады. Ближе к вечеру, починив «Дефендер», экпедиция опять объединилась в лагере под Тернеем. 5 день, 10 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 200 км. Пройденные населенные пункты – Тереней, Амгу, река Максимовка. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №9 Лестер: Пятый день пути. Э… пятница. Утро. Времени у нас 10 часов утра, мы уже позавтракали, и, как слышите, заведен двигатель, собираемся ехать. Ночевали чуть за Тернеем, после всех поломок, на какой-то полянке, и есть надежда, что сегодня начнем нормальное движение. Ночью, вернее вечером шел опять дождь, но с утра хорошая погода, солнышко, оно осветило наш лагерь, можно начинать двигаться. ****************************************************************** С утра колонна направилась на Тернейскую заправку. Статус заправки в Амгу был какой-то не до конца ясный – владелец – местный житель, поэтому не было никаких гарантий, что там окажется нужный нам для морской части бензин. Решили не рисковать и заправиться в Тернее – лишний «крюк» в наши планы не входил – и так было потеряно много времени. Распределив канистры, вместившие в себя в общей сложности 150 литров бензина и дозаправив внедорожники, двинулись в сторону Амгу. ****************************************************************** ****************************************************************** Поздно вечером до лагеря добрался Конрад – технические неприятности были побеждены. 6 день, 11 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 75 км. Пройденные населенные пункты – Кузнецово. Наконец-то установилась хорошая погода. Без особых приключений за полдня добрались до мыса Олимпиады. Наконец-то можно было накачивать лодку и сбрасываться на воду! Мыс Олимпиады – древний вулкан – поэтому скалы (бывшая лава) местами просто поражают воображение – наверное, самое красивое место на побережье Северного Приморья. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №15 Лестер: Сегодня по-моему пятый(?) день пути, 19:49 время, мы на мысе Олимпиады, золотая погода, голубое небо, ни облачка, приехали сюда около двух часов по-моему, если не раньше. Без поломок, все было у нас нормально, сходили на рыбалочку с Василием, надергали немножко рыбки, сейчас будет уха, завтра с утра стартует наша водная часть экспедиции. Вроде все. ****************************************************************** Наши давние знакомые – бабушка и сын Боря живы-здоровы, правда Борю мы так и не увидели – что-то праздновал в Усть-Соболевке. Там мать и сын купили дом, но из Кузнецово пока переезжать не спешат. Бабушкой с гордостью был нам продемонстрирован рыжий кот по кличке «Чубайсик» — странно, откуда она знает про Чубайса, ведь у них нет ТВ? На наше предложение «продать барашка» бабушка ответила отказом, из чего мы сделали вывод, что материально семья не особенно бедствует. Это несколько странно — потому что этой зимой у них сгорел дом – живут сейчас в полнейшей развалюхе… 7 день, 12 сентября 2004 г. Наземная группа Пройденное расстояние – 100 км. Пройденные населенные пункты – Светлая Морская группа Пройденное расстояние – 100 км. Пройденные населенные пункты – Светлая, Сковородка, Венюковка Отсняв с утра скалы мыса Олимпиады в лучах восходящего солнца, загрузили лодку и отправились догонять ушедшую вперед сухопутную часть экспедиции. Участок от мыса Олимпиады до перевала перед поселком Светлая – единственный отрезок всего маршрута, где наземная и морская часть экспедиции могли не терять визуального и радио контакта. Попрощавшись с коллегами перед перевалом, пошли дальше – на Венюковку. Побережье после Светлой до Сковородки не представляет особого интереса. А непосредственно рядом со Сковородкой начинается достаточно живописный участок – древний вулкан и водопад… ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №16 Лестер: 12 сентября, шестой день пути, время полдесятого, выехали с мыса Олимпиады, проехали вдоль берега, проехали Кузнецово, сейчас едем вдоль заброшенных бывших каких-то конструкций от военных оставшихся, очень много стройматериалов, бетонных плит, металлоконструкций, часть из них сейчас на наших глазах грузили Камазы, видать где-то будут использовать. Движемся без происшествий. Морскую часть экспедиции оставили на мысе Олимпиады. Они немножко расслабятся и начнут двигаться морем, гораздо быстрее, поэтому сегодняшняя ночевка у нас будет раздельной, завтра постараемся воссоединиться. ****************************************************************** Тем временем погода начала портиться. Сильная встречная волна, ветер. По предварительной договоренности с наземной частью экспедиции, мы должны были ее ожидать в районе «рыбалки» в устье Венюковки. Планировалось зайти в устье, но, «поймав» благодаря усиливающемуся шторму крен градусов в 45 и едва не перевернувшись, решили не рисковать и «выброситься» на галечный пляж. Пляж шириной около 50 метров тянется от места впадения Венюковки в море в сторону устьев Самарги на расстояние около 30 км. Поскольку накат усиливался, высадка получилась «полуаварийной» — лодку смогли вытащить из воды только после того, как ее полностью рагрузили в прибойной полосе, сняли мотор и перевернули, чтобы освободиться от набравшейся в нее воды. Опасаясь усиления наката, перетаскали все вещи и лодку в самый верх пляжа. В поисках воды отправились пешком в дальний конец косы. Позднее выяснилось, что вода доступна гораздо ближе… Уже на конце косы у зимушки столкнулись с устрашающего вида местным, занятого приготовлением шурпы из какого-то парнокопытного в живописной обстановке охотниче-рыболовецкого бивуака. Непосредственно за бивуаком находился не много не мало – полевой аэродром (взлетная полоса). Полоса была снабжена всеми необходимыми знаками и готова к эксплуатации. Из-за внезапно усилившегося ночью ветра палатку пришлось снять, а ночлег устроить непосредственно «на улице» — укрывшись с наветренной стороны лодкой. Еще вечером к нам прибилась местная собака – чрезвычайно развитое в психологическом отношении животное. Собака виртуозно улавливала все нюансы нашего настроения и использовала это для эффективного выклянчивания еды. 8 день, 13 сентября 2004 г. Наземная группа Пройденное расстояние – 52 км. Пройденные населенные пункты – Венюковка Ждем наземную группу. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №17 Лестер: 13 сентября, понедельник. В 9:30 выехали вниз по Бурматову ключу, километров через 5-6 после выхода на Венюковку. Ночевали на косе. Ехали вчера до поздна, дотемна с фарами, встали около десяти. Никаких происшествий, очень хорошо прошли переход из долины Кабаньей на долину Бурматова ключа, очень быстро обнаружили место проезда, на разведку ходили не больше получаса, продолжаем движение. ****************************************************************** Погода с утра опять не баловала – пасмурно, колючий дождик и совсем не жарко… Ближе к полудню с помощью носимой радиостанции морского диапазона удалось связаться с коллегами из «наземной» части – они уже спускались по Венюковке и находились в километрах 10 от нас. После обеда наконец-то показались наши 4 внедорожника. Путь от Светлой до Венюковки прошли без особых проблем. В верховьях Венюковки пообщались с дедом, знакомым по «Золотому Рейду» — он тогда жил на Крепостном. Дед не плохо выглядит, все так же любит выпить и всех угощает икрой – бесплатно и в принудительном порядке. Отлично помнит последний визит к нему времен «Золотого Рейда» и даже читал про себя в материале О. Строгановой, вышедшем по итогам «Золотого Рейда» в «Московском Комсомольце». Остался не доволен, что как-то не так назвали его гражданскую специальность ;) Экипажи «наземной» части успешно порыбачили, что отразилось на качестве нашего вечернего рациона. Ночевали в связи с дождливой погодой на чердаке «рыбалки». На крючках по чердаку было развешено с десяток копченых кетин. Аромат был столь вызывающим, что одну из кетин мы позволили себе нагло изъять, приколов вместо нее на крючок купюру в 100 рублей. 9 день, 14 сентября 2004 г. Наземная группа Пройденное расстояние – 40 км. Пройденные населенные пункты – Перетычиха, Самарга Морская группа Пройденное расстояние – 30 км. Пройденные населенные пункты – Перетычиха, Самарга ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №18 Лестер: 14 сентября, вторник. Стоим на впадении Венюковки в море, вчера пришли сюда к обеду, соединившись с моряками, прошли спокойно грязевой участок практически без потерь, без потерь точно, но было несколько застреваний. Сходили вчера на рыбалку, наловили крупных ленков, тайменя морского. Пожарили. Заболел Вадим. Что у нас еще было интересного? Пожарили значит мы рыбу на барбекюшнице. Сейчас готовим ее в фольге на обед. На завтрак икра, которую никто не ест, литровая банка. Давятся. Часть народа спала на сеновале. Конрад: (смех) Лестер: на чердаке. Пришла лошадь, посмотрела и ушла. Приболел Вадим. А так больше ничего. ****************************************************************** Погода с утра была относительно тихой, поэтому мы, переложив основную часть вещей во внедорожники, «налегке» погнали нашу «резиновую пулю» в сторону Самарги. Как это часто бывает, утренний штиль достаточно быстро сменился «долбежкой» — волну раздуло достаточно сильно и высаживаться на пляж даже без вещей было сопряжено с риском утраты всего снаряжения. Мы сразу намеревались войти с моря в устье Самарги, но планировали сделать это плавно и аккуратно – на веслах с поднятым мотором – на стыке моря и реки всегда есть галечные наносы – «бары», с крайне незначительной глубиной. Тем не менее, рабушевавшееся море не оставляло нам никакой свободы выбора – при впадении реки в море волнение было как во включенном миксере – надо было идти ходом. Поприцеливавшись минут 15, махнули рукой, дали полный газ и полетели через бар. Попав в аэрированную воду, мотор дико завыл и лодка потеряла процентов 70 скорости. Вскоре за этим последовало 2 ощутимых удара «ноге» двигателя и мы оказались в устье Самарги. Беглый осмотр повреждений винта показал, что они не носят фатального характера и устраняются с помощью молотка и напильника. Точкой встречи с «наземной» частью экспедиции являлось крайнее левое русло Самарги. Ошибившись поворотом, ушли немного выше по течению и получили некоторый опыт в передвижении на моторной лодке по реке – где-то толкать, где-то грести, где-то проводится на носовом – все это – из-за мелей и боязни потерять винт. После того, как нужный поворот был все-таки найден, без проблем добрались до места позапрошлогодней стоянки. Как раз в этом месте тогда был брод. Ради интереса промерили – глубина под противоположным берегом была в районе 1 м.80 см. – наши машины там уже должны плыть, а не ехать. Через пару часов подъехала наземная группа и разбила лагерь. В планах у Виталика и Васи был сплав на историческом ПСНе по Самарге из района Унтов. Туда они рассчитывали попасть на бате – удегейской узкой, но вместительной деревянной лодке, приводимой в движение как правило 30-сильным стареньким «Вихрем» и двумя удегейцами – «батменами» или «бэтменами», если угодно, артистично управляющимися с двумя деревянными шестами, эффективно заменяющими им весла. В поисках «бэтменов» погрузились с Васей на «резиновую пулю» и отправились по речке Самарга в поселок Самарга – на другую сторону реки. По протокам с почти стоячей водой на бате или на лодке можно попасть практически в любой уголок поселка – за что местные называют Самаргу «наша маленькая Венеция». Бат «срастить» оказалось не так просто. Встретив по пути Алаторцева – знакомого по Самарге с времен «Золотого Рейда» и председателя администрации Самарги в настоящем, получили совет воспользоваться услугами его соседа – начальника аэропорта. Пока шли на встречу с соседом, были приятно удивлены большому количеству наклеек клуба «Шатун» на самой разной самаргинской технике – вплоть до мотороллеров «Муравей» ;). С начальником аэропорта не удалось конкретно договориться – его планы на завтрашний день не были до конца ясны. Стали искать других «бэтменов». Зашли в дом к охотнику Николаю – проводнику по «Золотому Рейду». Сам он был в тайге, но супруга показала дом удэгейца Васи, который нам смог бы помочь. Отправив нашего Васю общаться с Васей удегейским, мы с Диггером присели на поленицу у домика на перекрестке и достали приобретенный в сельмаге коньяк. Буквально тотчас же перед нами возник небольшого роста улыбающийся удегеец и жестами показал, что хочет выпить. Выпить дали. После чего между нами произошел примечательный диалог: — Знаешь, у кого бат есть? — Без бэ! (гордо) — Надо до Унтов людей закинуть! — Без бэ. (утвердительно) — Так у кого бат-то? У тебя? — Без бэ (твердо). «Коля-без-бэ», как мы его потом между собой звали, оказался счастливым владельцем бата с пресловутым (или легендарным?) мотором «Вихрь-30», потертым как хипанские джинсы и большим любителем употреблять спиртные напитки, так же, как и слово-паразит «без бэ» (видимо, от «без базара»). Обрадовав подошедшего Васю – в том, что «мы тут уже обо всем договорились», назначили «Коле-без-бэ» рандеву следующим утром в устьях Самарги и отошли обратно в лагерь. 10 день, 15 сентября 2004 г. Пройденное расстояние – 0 км. Пройденные населенные пункты – Самарга. В районе 9.00 пересадили группу сплавщиков – Виталю, Васю и Куба на удегейский бат. Вся компания поехала к Аллаторцеву покупать бензин – у удегейцев его не было – и, более того, именно нашей удегейской троице его не продавали из-за каких-то соображений внутренней политики. Дневкой каждый решил воспользоваться для своих целей. Мы с Диггером сели в «Сафарик» и поехали в Перетычиху и Единку. Единка – в свое время достаточно крупное село, находящиеся прямо на берегу моря, сегодня практически прекратило свое существование. Рядом с заброшенными домами стоят брошенные автомобили, огороды заросли бурьяном… Хотя еще не давно в селе работал и клуб, и почта… Сегодня оставшиеся жители Единки переезжают в Перетычиху – там есть и магазины, и почта, и школа и – самое главное – централизованное электроснабжение, хоть и режимное. Вернувшись в лагерь у правого притока Самарги, обнаружили в нем трех удегейцев, уже успешно отвезших наших «сплавщиков» к Унтам и теперь празднующих это славное событие совместно с нашими коллегами по экспедиции. Со своей стороны удегейцы предоставили рыбу и ногу сохатого – которого подстрелили по дороге с Унтов. Праздник затягивался, законы гостеприимства не позволяли быстро распрощаться с гостями, тем более гостями они оказались беспокойными – постоянно перемещались по лагерю, задавали кучу вопросов, залезали в диковинные для них джипы, просили им поставить музыку и т.д. Поскольку в наших рядах уже были потери, путем дипломатических переговоров наших гостей удалось уговорить отвезти в баню часть участников экспедиции. Вечер прошел на удивление тихо. Завтра должна была начаться самый ответственный этап морской части экспедиции. 11 день, 16 сентября Наземная группа Пройденное расстояние – 0 км. Пройденные населенные пункты – Самарга Морская группа Пройденное расстояние – 140 км. Пройденные населенные пункты – Самрга, мыс Золотой, Нельма, Гроссевичи Встали с рассветом – готовиться к отплытию. Тотчас же к лагерю подошел бат с вчерашними удегейцами, привезшими литра 2 свежепойманной икры. Саша Корягин взял на себя «удар» по общению с аборигенами, мы же с Диггером стали судорожно собираться. Наскоро позавтракав, стали перетаскивать вещи на ту часть косы, которая граничила с морем. Терять последний целый винт при выходе из Самарги в наши планы не входило. Коллеги вчетвером помогли эффективно сбросить лодку, при этом им пришлось вымокнуть по пояс. Погода была отличной – штиль и видимость процентов 80. Поэтому после прогрева двигателя был врублен «полный газ», который не выключался до Гроссевичей. В Нельме решили не высаживаться для экономии времени, проходили мористее. Жизнь там кипит – тарахтят моторы, на берегу – большой лесосклад, наезженная дорога уходит на перевал… По заявлению жителя Гроссевичей, с которым мы беседовали тем же днем, «одних лесорубов там 90 человек». Значит, всего жителей может быть порядка 150. По сравнению с Нельмой Гроссевичи выглядят намного скромнее. Совсем не давно здесь стоял пост технического наблюдения пограничников, была база рыбаков. Сейчас постоянных жителей в деревне – 4 человека, хотя при подходе к деревне с воды, когда еще не видны заколоченные окна на домах, можно подумать, что жизнь здесь еще не остановилась… Из-за малого количества жителей дорога до Коппи, по которой и раньше можно было проехать только на Урале, пришла в упадок – все снабжение идет морем. Стоянка в Гроссевичах заняла не более 15 минут – надо спешить дальше – погода на море меняется очень быстро. На ночлег остановились в живописном месте около брошенной рыбалки – в 90 км. от Совгавани. Погода вечером смутно намекала на то, что завтра нас явно ожидают какие-то природные катаклизмы… 12 день, 17 сентября Морская группа Пройденное расстояние – 90 км. Пройденные населенные пункты – Коппи-Советская Гавань Морская и наземная группы окончательно разделились. ****************************************************************** Из аудиодневника экипажа «Дефендера»: Трек №21 Лестер: Сегодня 17 сентября, начинаем движение в обратную сторону. Прошедшие два дня провели на устье Самарги. Троица отважных сплавилась по Самарге, … нарыбачились, все задокументировано на фото, видео. Сегодня с утра пошел небольшой дождичек, сейчас его нет, пасмурная погода. Морская часть экспедиции, я думаю, уже подходит где-то к Ванино, наверное раньше нас успеет вернуться домой. Мы подъезжаем к Перетычихе, и движемся сегодня максимально долго в сторону Светлой и может быть дальше. Возможно пройдем по Кабаньей. Рация: Странник всем: предложение кучковаться около почты. ****************************************************************** Из-за неудачного места для установки палатки – между рекой и морем – мы почти не спали. Может из-за грохота, может из-за плохого «фэн-шуя» — сейчас уже все равно. Поднялись еще за темно, вскипятили чай, собрали вещи и отошли в Совгавань в 7.30 утра. Погода постепенно портилась. Поднялся ветер, на волнах появились барашки, появились низкие дождевые, практически черного цвета тучи. За 60 километров до Совгавани агрессивность окружающей среды была близка к апогею – на одном участке там даже нет никакой полосы прибоя – прямо из воды поднимаются отвесные скалы, высотой до 200 метров, если смотреть по карте – из-за низкой грозовой облачности их верхушек абсолютно не видно. Полное отсутствие каких-либо бухт и полосы прибоя приближают к нулю все попытки спастись на берегу в случае аварии на море – если, конечно, не обладать навыками «человека-паука». Наше счастье (совсем небольшое) – в том, что ветер не встречный, а слегка попутный – идем по волне под 45 градусов. Время от времени появляются «волны-убийцы», как мы их назвали – крутые волны 2.5-3 метра высотой, которые могут легко перевернуть нашу «резиновую гордость». Диггер остервенело выписывает среди волн немыслимые пируэты, я же, вспоминая яхтенный опыт, пытаюсь откренивать. Ситуацию осложняют еще 2 фактора – из-за сложного рельефа волны винт кавитирует – т.е. завоздушивается пузырьками воздуха, из-за чего мотор начинает реветь на запредельных оборотах, а скорость резко падает. На воде много морской травы, видимо, вынесенной из рек. Достаточно одной полоске травы попасть на ногу двигателя около винта, винт немедленно завоздушивается. Двигатель приходится ставить на нейтраль, переключать на «заднюю» и уже потом опять давать передний ход. Это – потеря времени и скорости, в такой момент мы полностью беззащитны против наших «волн-убийц». Последствия переворачивания лодки в текущих условиях могут быть достаточно фатальными. В лучшем случае мы потеряем все съемочное и навигационное оборудование, в худшем – потеряем вообще все – если после переворота не удасться завести двигатель. Про самый худший случай думать никому не хотелось. Обстановка очень напряженная – время тянется не простительно медленно – по ощущениям 10 минут равны как минимум получасу. Тем не менее, понемногу продвигаемся – не смотря на погоду и потерю скорости – выбора у нас нет – на прибрежных скалах такой накат, что речи о том, чтобы попробовать переждать непогоду на берегу не возникает. Вспоминаются наши товарищи из «наземной» части экспедиции – они, наверное, только проснулись, сидят у костра и пьют… чай, конечно же, под спокойную неторопливую беседу. Начинаем встречать какие-то признаки цивилизации, на душе сильно легче не становится – это искореженные проржавевшие куски судов на прибрежных камнях – примерным тоннажем от 5 до 20 тысяч тонн. По всем нашим расчетам, за линией прибоя – в километрах четырех должна быть Совгавань, но не видно ни людей, ни построек… Достигаем мыса «Маячный» — ошибки в навигации быть не может – мы почти у цели. Напротив мыса – последнее испытание. «Зыбун», примерно как в Приморье у мыса Гамова, только гораздо сильнее – сталкиваются 2 течения и на месте их слияние – хаотичная волна острой формы, появляющаяся абсолютно непредсказуемо. И прямо с этого места открывается вид на самый большой из увиденных нами погибших кораблей – огромный сухогруз. Куски исполинской ржавой туши, разбросанные по прибрежным скалам, бурлящим от шторма, на фоне чахлой северной растительности на негостеприимном берегу не вселяют особого энтузиазма, но мы знаем – сразу за обломками корабля – поворот почти под 90 градусов в закрытую от ветра и волн бухту Сетуан. После маяка мы идем уже прямо по волне – как по «русским горкам». Делаем «левый поворот» — и вот он, долгожданный штиль. Бухта выглядит довольно мрачно, но в ней есть явные следы присутствия людей и хорошо наезженная автомобильная дорога. Морская часть путешествия завершена без потерь! Связываемся по спутниковому телефону с Анной Дмитриевной – мы не видели ее никогда, но она обещала нам помочь с отправкой. Эвакуация подтверждается, время – 14.00. Сейчас только 11.30, у нас вдоволь времени собраться. В разгар сборов на берег рядом с нами приходит группа детей старшего пионерского возраста с «училкой» и пытается сделать что-то вроде пикника. Из-за дождя костер развести не получается, мы милостиво предлагаем детишкам бензин – у нас его осталось еще 35 литров. Тинэйджеры сперва отказываются, но через 15 минут, смотря на пламя нашего костра, высотой метр-полтора, приходят за топливом. Судя пор тому, как они на нас смотрят, выглядим мы для здешних мест несколько подозрительно – ярко-желтые комбинезоны, красная лодка, куча специальных пластиковых контейнеров… Хорошо, что сейчас 2004, а не 1984 – а то уже давали бы признательные показания в местных «органах», сданные туда «Павликами Морозовыми». В 14 с копейками подъезжает минигрузовик и «Королла». Загружаем вещи, нас везут в Ванино – там формируется поезд «Совгавань-Владивосток». Не смтря на то, что сегодня пятница, билеты есть! Удается решить вопрос и об отправке всего нашего груза в одном с нами составе. Анна Дмитриевна решает вопрос, который у нас бы занял дня 3, за 3 часа. Так и не успев даже переодеться, садимся в купе. Все, до Владивостока от нас уже ничего не зависит – теперь почти двое суток можно просто спать. 13 день, 18 сентября. Морская группа Едет в поезде ;) Мы с Диггером целый день просто едем в поезде. Сегодня у него – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! Но праздновать сил уже нет. Добрая часть пути от Совгавани до Хабаровска – одноколейка, поезд – не скорый, поэтому останавливается очень часто. На разъездах селяне предлагают нехитрые «дары природы» — в основном клюкву. Попытки поинтересоваться более «продвинутым» ассортиментом – салом и самогоном – приводят местных в оцепенение… Вечером проезжаем Хабаровск. Все, сейчас мы – на финишной прямой. У наземной части экспедиции события развивались следующим образом 14 день, 19 сентября Морская группа Едет в поезде ;) Скрежеща на поворотах всеми своими сочленениями наш нескорый поезд приближается к конечной станции – «Владивосток». «Ангел-хранитель» экспедиции Марина Божко от имени всего издательства «Золотой Рог» приветствует нас на перроне. Поскольку не смотря на нереально высокую стоимость провоза багажа в (отдали столько же, сколько и за 2 билета в купе), груз приходится таскать самим, вместе с Мариной на перроне – как мы и просили – «3 сильных мужчины». Вместе с мужчинами перетаскиваем снаряжение лодку и мотор в микрогрузовик. Еще час – и наша часть экспедиции закончена на все 100%.
Страница:  1   2   3   4   5   6   7  
осень 2004 г.