Статья в ЗР
А не проехать ли нам по краю? По восточному краю России, и Тихоокеанскому краю материка Евразия. Такой вопрос задал членам Владивостокского внедорожного клуба ШАТУН его президент Александр Холянов ещё пять лет назад, и они дружно решили «Конечно проехать!», причем именно по краю, т.е. по побережью Японского и Охотского морей, от Владивостока до Ванино. Сборы были недолги и в сентябре 2002 г. группа из 22 (!) внедорожников стартовала из Владивостока в направлении Терней-Амгу-Светлая-мыс Золотой и далее, с намерением пробиться берегом Татарского пролива до Ванино. Попытка не удалась – вместо планировавшихся двух недель, ЗОЛОТОЙ РЕЙД (так официально называлось мероприятие) продолжался более месяца и своим ходом обратно вернулись только восемь машин, остальные вывозились по морю. (Ссылка на ДВ Капитал ). Причин неудачи можно назвать несколько, но главное – отсутствие достоверной информации о возможных вариантах маршрута. На последнем этапе экспедиция практически прокладывала себе дорогу по девственной тайге со скоростью не более одного километра в день, не представляя, что её ожидает впереди.
Тем не менее, некоторые особо упертые «Шатунисты» не похоронили затею – начали собирать всю доступную информацию о маршруте, несколько раз выезжали на р. Самарга (последняя крупная река в Приморье перед границей с Хабаровским краем), а в 2004 году была предпринята т.н. «Разведка «Золотого Рейда» — четыре внедорожника шли до Самарги берегом, обеспечивая параллельное морское путешествие экипажа из двух человек на надувной резиновой лодке с подвесным мотором, причём от Самарги морской экипаж проследовал до Совгавани совершенно автономно, заходя в прибрежные посёлки в Хабаровском крае с целью опроса местных жителей (ссылка на ЗР). Кроме того, активно «прочесывался» Интернет на предмет поиска картографического материала и свежих космических снимков интересующего района, эти снимки затем «привязывались» к координатной сетке для работы со спутниковой навигацией. Таким образом, к 2006 году стратегия преодоления маршрута была определена и 8 сентября 10 человек на четырёх внедорожниках (два Nissan Safary, Toyota Blizard, Landrover Defender) стартовали с Корабельной набережной Владивостока. На этот раз направление было выбрано обратным, с севера на юг, т.е. предполагаемый маршрут выглядел так: Владивосток – Хабаровск – Ванино – р. Коппи – п. Гроссевичи – п. Нельма – мыс Золотой – п. Самарга – п. Светлая – п. Амгу — п. Терней – Владивосток, что обуславливалось погодными соображениями – лучше сначала проехать более холодные северные районы. Практика показала, что такое решение было правильным – уже 11-12 сентября в 40 км от Ванино температура ночью опускалась до — 2 градусов, но по мере продвижения на юг становилось существенно теплее.
Участок от Владивостока до Ванино был неспешно (с двумя ночёвками ) преодолён без особых происшествий, не считая устранения мелких неисправностей и профилактических работ с машинами. В Ванино были полностью заправлены все имеющиеся емкости (так как следующая ближайшая официальная заправка – в п. Амгу Приморского края), и экспедиция выдвинулась в сторону р. Копи. Дорога – лесовозная, достаточно ухоженная, позволяла держать скорость порядка 40-50 км/ч, но буквально через 40 км она уперлась в закрытый шлагбаум – дальше проезд только по пропускам из лесхоза. ВОХР в камуфляже суров и неприступен, ни на какие уговоры не идёт, мотивируя тем, что даже если он и проявит слабость и подастся на предложенные нами варианты «пропусков», этот КП – не последний, через 20 км будет ещё один, а оттуда возвращаться дальше. Поскольку приближалась ночь, пришлось думать о ночлеге, а наутро отправлять делегатов за пропусками обратно в Совгавань. И, — «всё, что ни делается – к лучшему» – найденный в Совгавани сотрудник лесхоза Владимир Марченко не только оказал максимальное содействие в получении пропусков, но и выдал исчерпывающую информацию по предполагаемому маршруту следования. Как оказалось, от последних лесозаготовительных участков «Коппилеса» до Гроссевичей имеется зимник, проходящий через Ботчинский заповедник, и, если дирекция заповедника даст разрешение на сквозной проезд, то (по оценке Марченко) зимник преодолим для наших машин. Но, к сожалению, этот вариант отпал ввиду позиции директора заповедника – «Нельзя!» без объяснения причин. Тогда присутствовавший при разговоре охотник из тех краёв Виктор Бугай предложил попробовать выйти на побережье через его угодья, где минувшей весной сумели пробиться гусеничный транспортер (ГТС) в паре с ГАЗ-66 , правда, только в одну сторону, назад они ехать не рискнули и выходили по зимнику. Предполагаемые трудности – заболоченные поймы с глубокими бродами, очень крутые затяжные подъёмы с сильными боковыми уклонами и едва намеченная просека с большим количеством пней и валежин. Надо сказать, что охотник был единственным, кто не отверг с ходу нашу затею как неисполнимую и допускал, что маршрут будет нами преодолен полностью, т.е. не только до Гроссевичей, но и далее, до Нельмы и Самарги.
На оформление и доставку пропусков было затрачено более суток (две ночевки), остальные экипажи в это время занимались профилактическими работами с техникой и изучением окрестностей р. Чиполи. В процессе изучения экипажем Дефендера было обнаружено несколько мест заготовки икры (большое количество поротой рыбы) и получено 12 (!) проколов во все колеса – как видно, «противодействие» местных егерей и браконьеров происходит с активным применением технических средств.
С доставкой пропусков движение по маршруту было продолжено. В этот же день пересекли р. Коппи по добротному капитальному мосту, после чего дорога стала гораздо более разбитой и скорость снизилась до 20-25 км/ч. Наконец достигли последнего лагеря лесорубов на трассе, где воспользовались услугами местного сварщика — подварили кронштейн амортизатора на Близарде и оторвавшееся ухо на амортизаторе Дефендера. Дальше двигались по «легенде» охотника по весьма условной дороге и к ночи достигли его сторожки, на этот момент пустовавшей, где и встали на ночлег
у речки Аджима. На этом собственно дорога иссякла. Дальше какое-то время просматривались следы тракторов и, плутая по ним, штурмана экипажей потратили примерно три часа на поиски весеннего следа ГТС и Газ-66 . Искомый проход был обнаружен и экспедиция углубилась в тайгу – началось настоящее бездорожье! Всего за этот день было пройдено около 20 км и «отжаться» и машинам, и людям пришлось до упора! Уже в полной темноте наконец удалось выйти на плато по затяжному извилистому подъёму длиной около четырёх километров с крутизной до тридцати градусов. Весь арсенал внедорожного вооружения был использован полностью – грелись и плевались маслом лебёдки, давление в колёсах сброшено до 0.5 кг, хайджеки, буксиры, лопаты … Начались поломки и проблемы – отказывало сцепление на одном Сафари, лебёдка на Близарде, обрыв тормозных трубок на другом Сафари и на Дефендере, погнутые рулевые тяги – у всех… Тем не менее, хотя и с большим трудом, вылезли на высокогорье и, что называется, рухнули на ночёвку. На утро начали спуск в бухту Аджими, надеялись, что он будет легче, чем подъём, но так не оказалось – очень изрезанный рельеф с сильными боковыми уклонами заставлял постоянно петлять в поисках оптимальной траектории, в процессе «петляний» путеводный след ГТС-ки был утерян и продолжали движение «по азимуту» в сторону моря с целью выхода на побережье. Наконец, после полудня – вот оно, море! Длинный, порядка 15 км, галечный пляж до самых Гроссевичей, и на закате мы въезжаем в поселок. Изумленный местный житель (всего их там шесть). Характерный диалог: «Добрый день!» — «Здравствуйте…» — «А что, дорогу на Нельму покажете?» — «Какую дорогу? Нет дороги на Нельму!» — «И что, нельзя проехать?» — «Нет конечно!» — «А от Совгавани к вам можно проехать?» — «Да нет же!» — «Но мы ж проехали?» — пожимает плечами…
Кроме местных жителей, на время рыбно-икорной путины в посёлок морем завозят сезонных рабочих, которые на момент нашего прибытия уже готовились к сворачиванию промысла и убытию – путина практически завершена. К слову сказать, в этом году на всём восточном побережье она оказалась необычайно богатой – рыба шла в несметных количествах, буквально не помещаясь в нерестовые речки. Следствия этого экспедиция ощущала на себе на всём внедорожном отрезке пути – найти питьевую воду было большой проблемой, т.к. все речки забиты отметавшей (и даже не отметавшей) живой, полуживой и совсем не живой рыбой, а берега усеяны гниющей горбуше. Жируют все, начиная от ворон, которые едва могут оторваться от земли от переедания, и прочее таежное население – еноты, норки, медведи и даже следы тигров у речек встречались, правда, уже в Приморье.
Местными жителями был оказан экспедиционерам самый теплый приём – для производства крайне необходимых нам ремонтно-сварочных работ был запущен дизель-генератор , предложена баня и ночевка, обильные угощения разнообразной рыбой и икрой. От бани-ночевки ввиду нехватки времени вынуждены были отказаться, угощения в разумных количествах с благодарностью приняли и попросили содействия в поиске дороги (или направления?) на Нельму. Тут неоценимую помощь нам оказал замечательный человек, старейший житель Гроссевичей Николай Тимофеевич Шкретов, которому в этом году исполняется 80 лет. В посёлке он с 1931 (!) года, если и уезжал, то только на войну (в сорок третьем году) и в морские плавания. Высокий, крепкий, настоящий богатырь с ясным умом, отличной памятью и замечательной, очень литературной, речью. Взрослые дочь и сын работают в Совгавани, сам он до сих пор трудится лесником (обходчиком?), у него большое хозяйство. Без лишних слов он завел один из двух своих тракторов (колесный Т-16 ) и вызвался быть нашим проводником. По его словам, в направлении Нельмы никто не ездил лет 10, хотя раньше был зимник до «телефонки». Об этой «телефонке» нужно сказать особо – ещё в конце тридцатых годов была построена проводная линия телефонно-телеграфной связи, идущая по побережью от Владивостока до самого Магадана. С прокладкой подводных кабелей и развитием беспроводной связи надобность в ней отпала и с семидесятых до начала девяностых годов она постепенно, по участкам была выведена из эксплуатации и обслуживания, а теперь заброшена совершенно. Столбы в основном попадали, по территории Приморья просека под неё заросла совсем, даже на спутниковых снимках просматривается далеко не везде, по Хабаровскому краю, где растительность не такая буйная, она видна очень хорошо и на многих участках по ней можно ехать. Но «телефонка» — конечно же не дорога, где-то она идёт по болотам, по скальнику, через складки рельефа «перепрыгивает», и при этом она заросла деревьями в руку толщиной и высокой травой, в которой скрываются валуны и валёжины. Во многих местах приходилось искать и даже прорубать длинные обходные петли. Вот на поиски выхода на эту путеводную нить — «телефонку» и повёл нас Николай Тимофеевич. Утерянный зимник должен был проходить через пойму р. Ботчи, заросшую густой травой выше крыш машин – если отойти от машины хотя бы на десять метров, найти её опять нелегко – место плоское без возвышенностей, а на плотной траве даже следы от трактора быстро теряются. Поиски затянулись, настала ночь, пришлось заночевать так и не найдя выходу к месту брода через Ботчи. Поужинав с нами и рассказав массу интересного из истории освоения Охотского побережья, наш проводник отправился назад в деревню, но утром он нас разбудил уже с первыми лучами солнца и поиски были продолжены. Часа через три искомый брод был найден и мы, тепло распрощавшись с Николаем Тимофеевичем, преодолели реку и вышли на «телефонку». Путь по ней ( а где-то и не по ней) до следующего населенного пункта – п. Нельма оказался весьма трудным и занял больше трёх суток, расстояние – порядка 60 км. Продолжали накапливаться поломки, какие-то устранялись, какие-то были в походных условиях неустранимы. Мелкие, типа оборванных амортизаторов и погнутых тяг, на продвижении особо не сказывались, но постепенная утрата задней скорости на Дефендере и полное разрушение редуктора заднего моста на одном из Сафари сильно осложнили жизнь. Сафари стал переднеприводным и дальше все «засады» преодолевал только на лебедке, либо на буксире. За 10 км до Нельмы с «телефонки» пришлось свернуть, т.к. она проложена по непреодолимому рельефу. «С боями» форсировали заболоченную пойму р. Луговая и заночевали не дойдя до Нельмы (реки и посёлка) всего двух км. С утра погода испортилась и к реке вышли одновременно с началом тайфуна, потому постарались переправиться через нее как можно быстрее, пока она не «вспухла» от дождя. Спешка в бродах непозволительна, что едва и не привело к фатальным последствиям – пущенный первым легкий Близард был снесён течением на глубину и чуть не превратился в Титаник – экипажу пришлось экстренно спасаться через окна на крышу, которая только и осталась торчать над водой примерно на 5 см. Более крупные машины не рискнули идти тем же бродом, нашли выше по течению более приемлемую переправу и уже с той стороны (т.е. находясь уже практически в самом поселке Нельма) организовали спасение и реанимацию Близарда. Все спасательно-восстановительные работы шли уже под проливным дождём и пронизывающим ветром. Через четыре часа работ, после замены всех рабочих жидкостей (включая топливо), прочистки топливопроводов и профилактики электрики дизель Близарда вновь ожил, ну а навсегда мокрые сиденья и салон – неизбежные издержки. Удалось даже «откачать» и вернуть к жизни притопленый «КПК+ GPS» — компьютер с навигационной системой. К этому времени лесорубы «Нельмалеса» приготовили нам горячий обед в своей столовой и предоставили спутниковую связь (наш спутниковый телефон практически вышел из строя ещё на полдороге). Они же и объяснили, что трудностей с попаданием в Приморский край у нас дальше не будет – как раз накануне фактически (за исключением последних полутора километров) была замкнута их лесовозная дорога с трассой Тернейлеса, идущей от мыса Золотого. Не останавливаясь на ночевку, экспедиция продолжила движение по «лесовозке» и через 45 км достигла последнего базового лагеря Хабаровских лесорубов, где опять же «Шатунам» был оказан максимально радушный прием – меню ужина включало дичь, само собой икру и рыбу, грибы, свежие кальмары(!) и, главное – баня, что для промокших и продрогших путников было весьма кстати. Утром, отблагодарив лесорубов, продолжили путь. Напоследок «отжались по максимуму»» на недоделанных полутора километрах лесовозки, пересекли границу Приморского края ( таможни не обнаружили) и вышли на «хайвэй» — великолепный грейдер Тернейлеса, качество которого вполне позволяет держать скорость 60 – 70 км/ч. Расстояние от Нельмы до портопункта Тернейлеса на р. Адими по дороге – порядка 120 км. К полудню достигли конечной цели внедорожной части маршрута – мыса Золотого, где по этому случаю был произведён салют шампанским! Дальше – все уже знакомо и не раз пройдено – Самарга, Единка, Венюковка, Кюма, Кабанья – и, совсем обжитые места, – Светлая, мыс Олимпиады, Амгу, Кема, Терней, а там и до дома недалеко. На двадцатый день с начала экспедиции друзья и телевидение встречали Шатунов у стелы на въезде во Владивосток! Всё получилось – «Золотой рейд», начавшийся четыре года назад, наконец завершён, впечатлений –масса, потери — в разумных пределах, и – пора планировать новый маршрут!
Состав экипажей: Тойота Близард «Покемон» — Александр Кладкевич,Вячеслав Скубачев, Лэндровер Дефендер «Конрад» Николай Исаков, Виталий Коган, Владимир Дукачев, Ниссан Сафари « Диггер» -Дмитрий Заковоротный, Евгений Комиренко; Ниссан Сафари «Кабан»: Александр Корягин, Василий Артемов, Владимир Еремин.
Пройдено всего 2990км, из них вне дорог общего пользования — 280км, вне каких-либо дорог — 140 км. Для любителей «непутёвых» приключений маршрут проходим, но требует максимальной внедорожной подготовки машин, особенно с точки зрения надёжности. Удовольствия на маршруте от общения с великолепной и очень разнообразной природой побережья Тихого океана – гарантированы!
ноябрь 2007