Safari-тур от слова Nissan
Клуб «Шатун» создал в Приморском крае настоящий брэнд. Не все «джипперы»-экстремалы безусловно входят в ряды «Шатуна». Есть и любители-одиночки , и «свои компании», также с удовольствием регулярно копошащиеся в родной грязи на лифтованных «Крузерах» и «Сафари». Однако не специалисты, бывает, и их называют «Шатунами».
«Во Владивостоке царят негласные стандарты, которые диктуют человеку стиль поведения, притом, независимо от его достатка, — говорит Александр Холянов, президент клуба «Шатун». — Например, серьезный предприниматель «должен» ездить на Land Cruiser. Эксперименты опасны для репутации. Но особенно жестко это проявляется в маленьких городах Приморья. Вот, один человек из Уссурийска недавно переоборудовал свой джип специально для внедорожных гонок, а его друзья стали крутить пальцем у виска: мол, что за глупость — как ты теперь его продашь?
Впрочем, думаю, во Владивостоке просыпается дух свободы и независимости — все больше людей начинают ценить свою индивидуальность и не боятся выражать ее в стиле автомобиля. Однако на фоне западных городов Владивосток консервативен, несмотря на свои возможности. В западной части России внедорожных клубов больше». (Похоже, наши рассуждения в первом абзаце также были навеяны «владивостокскими комплексами»! — Прим. ред.)
Г-н Холянов (кстати, в «гражданской жизни» это высоко оцениваемый компаниями специалист в области маркетинга) начал с того, что первым в городе приделал к своему джипу пластмассовую трубу от унитаза — получился шнорхель — воздухозаборник, выведенный на крышу (чтобы двигатель не заливало водой при переправе через реки). Люди спрашивали: что это у тебя такое? Теперь шнорхелем никого не удивишь, открыты магазины, в которых можно купить разные аксессуары для того, чтобы — по понятиям автоперепродавцов — окончательно лишить автомобиль шансов быть проданным.
— Во сколько обходится «шататься» на джипах по бездорожью?
— Конечно, нужна доля наплевательского отношения к своему авто. Тот, кто ради ликвидации царапины готов выложить $300, вряд ли согласится испытывать прочность своего автомобиля в экстремальных условиях. Между тем нормальная машина готова на такие нагрузки. У меня «Ниссан Сафари», 61-я модель. Уже несколько лет без серьезных поломок, максимум, что может случиться во время поездки — порвется шрус. Стоит он $100, зато сколько впечатлений! Если человек начинает серьезно увлекаться внедорожной ездой, то рано или поздно он приходит к необходимости иметь два автомобиля — один для работы, другой для отдыха. И главная проблема тут уже не в финансах, а в нехватке времени.
— Ради чего эта тяга к приключениям?
— Не знаю, как у других, а наш клуб как был образован три года назад, так и держится до сих пор на двух интересах — на желании отдохнуть в компании единомышленников среди дикой природы и на любви к «джипперской эстетике». Говорить о каком-то особом риске я бы не стал. Думаю, гораздо больше острых ощущений испытаешь при прыжках с парашютом. Степень риска пропорциональна уровню технического состояния автомобиля. Если все в порядке, то самая большая опасность, которая подстерегает водителя на бездорожье — уснуть за рулем. В общем, это экстремальный отдых скорее для автомобиля, чем для его хозяина.
«Шатун» в принципе открыт для всех, кому интересен такой вид отдыха. Хотя, поскольку именно отдых для нас остается на первом месте, мы не стремимся разрастаться и превращать это дело в бизнес. Для меня, как для организатора выездов, резкое увеличение числа участников означает увеличение проблем.
— А человек, который не собирается вступать в клуб, может, заплатив деньги, поехать с вами по тайге?
— Вы же понимаете, что люди, которые могут себе позволить такое — не бедные. Поэтому ради таксы никто не станет возить с собой какого-нибудь баклана. Если с собой и берут пассажира, то, скорее, из соображения его полезности.
Другое дело, что подобный вид отдыха вероятно уже востребован в Приморье. Но говорить о его скором развитии, пожалуй, еще рано, как и о развитии вообще туристической отрасли. Проще заказать сафари-тур или самому взять в аренду джип в Африке. Вообще, у нас много чего не развито: к примеру, гонки на выживание, монстростроение или автошоу...
№29 29.07.03