SHATOON -- Vladivostok Offroad Club


"Вага 2002"

фотографии

18-22 Июля проходил рейд "Вага 2002" ("Северная Двина")
Состав - два автомобиля (резина - Я-192).
Участники: УАЗ - Иван Наймушин с женой Натальей, Паджеро - Андрей Форосенко и Виталий Шурыгин (Владивосток, клуб "Шатун").
Место: правый берег Сев. Двины, берега Ваги в районе Березника.
Удаленность ~ 1000 км от МКАДа по М8.
Оффроуд всего ~ 400 км, сложный ~150 км


Зимник это когда между
Деревьями есть промежуток:
И. Наймушин


Необычность мероприятия состояла в составе участников, да и всё остальное было не обычным. Оказавшийся в Москве Виталий примкнул к нам.

Во вторник вечером 16 июля Иван, как ультиматум, сообщил мне о своей решимости ехать на Северную Двину. Куда конкретно не важно, там разберемся... Ещё Иван добавил, что выезжать надо в четверг...
Да! Собрать коллектив за один день, да ещё и с условием выезда в четверг! В надежде, что удастся уговорить Ваню ехать в пятницу, я пригласил к участию всех желающих...
Тем временем (почту я посмотрел только в среду) из переписки с Александром Холяновым (президент клуба "Шатун", Владивосток) стало известно, что в Москву прибывает Виталий...
На следующий день, в четверг (18 июля) мне позвонил Виталий и сообщил о своём прибытии...
Встретились в центре, в кафе. Почти сразу я предложил Витале поехать штурманом. Не знаю почему, но он согласился. Мы видели друг друга первый раз, но сразу поняли общность интересов...
В 20:00 встретились с Иваном на Ярославке у МКАДа и тронулись в путь.
Начали поступать звонки от желающих принять участие в "завтрашнем" мероприятии. Пришлось извиняться и сообщать, что мы уже в пути...
Видимо вдохновленные АБТ мы как-то легко устроили безночевочную гонку. Ехали всю ночь и весь следующий день (да, вряд ли бы это понравилось большинству возможных участников). Утром устроили несколько часовой привал в очень живописных местах на берегу реки Вага. Набрали ведро грибов. Далее некоторое расстояние ехали по лёгкому оффроуду вдоль реки параллельно трассе М8, потом выскочили на трассу. В районе Шенкурска сделали ещё крюк, чтоб удостоверится в наличии парома. Паром есть! И работает круглосуточно!
На экспресс совещании в Москве, перед стартом решили ехать на правый берег Двины (Если есть переправа) и двигаться вверх по течению к Сольвычегодску (Котласу), там точно есть паром через Вычегду. Как запасной вариант - правый берег Ваги. Естественно, что информация о пароме нам была необходима.
Уже на перекрестке Котлас-Архангельск подтвердилось предположение о наличии парома в Березнике (в сторону Архангельска), да к тому же, ещё один паром есть в Рочегде (в сторону Котласа).
В Березняке мы въехали на отчаливающий паром и через десять минут были на правом берегу Северной Двины.
Жизнь тут теплится только вдоль побережья, благодаря связи с левым берегом, а уже в километре от берега начинается глухая тайга на сотни километров, проторенная редкими лесовозными дорогами...
Попав на правый берег, я сразу, ощутил полный отрыв от континента цивилизации. Всё здесь было по островному.
Уже первые опросы "языков" внесли сомнения в возможность добраться до Котласа этим берегом.
Симпатичная дорога с удивительными видами и полуразрушенными мостами привела нас в деревню Ф... Тут нам сообщили, что дорога дальше была, но заросла, а где была ни кто и не найдёт... Мы нашли (она оказалась в Джипиэсовской карте). По прогнозам местных жителей дорога должна была быть заболочена, зимник всё-таки. Уже через километр дорога была на столько заросшей, что не отличалась от леса. Тут Ваня сказал фразу ставшей девизом похода: "Зимник это когда между деревьями есть промежуток". Здесь "промежутка" не было. Перспектива валить просеку в десять километров нас не устраивала - слишком долго! Виталий предложил ехать по берегу реки. Все понимали малую перспективность этой затеи, но сам процесс должен был быть красивым. Обнаружив склон с приемлемым уклоном, спустились к воде.
Шокировав рыбаков, мы двигались по берегу. Продвижению сильно препятствовали камни, деревья, мягкие грунты и крутые склоны. Где-то проскакивали по воде, где-то по склону, рискуя перевернуться, где-то по кромке воды. Через полтора километра борьбы, мы оказались у вертикального берега с заболоченным дном. Дальше дороги нет!
Обратная дорога оказалась не менее интересной. Даже движение по своим следам оказалось не лёгким. Въехать в подъём удалось только с пятой-шестой попытки - склон был слишком крутым.
Было уже заполночь и пора было искать место для ночлега. После не долгих поисков остановились на песчаном берегу. Вечерние сумерки плавно перетекали в утренние. Не темнело - 63-ая параллель - белые ночи.
У костра ели самую вкусную картошку с грибами и тушенкой, долго обсуждали свой первый день похода... Сам день оказался немыслимо длинным. Выехали мы в девятом часу, а легли спать только в два часа ночи следующего дня. Итого - 29 часов плюс рабочий день четверга - всего 42 час без сна. Круче чем "АБТ"!
Утром мы долго просыпались, потом долго загорали, купались и отдыхали. Предстояло возвращаться обратно, и было не много грустно, что предполагаемый маршрут оказался не пройденным. Возможно, будет интересней пытаться проехать со стороны Котласа. Конечно же, потребуется не менее недели.
Переправится на левый берег, нужно было в Рочегде. Той же дорогой, по разваливающимся мостам мы ехали обратно. Наиболее интересным был самый большой мост. В нём было много прорех, ехать надо было осторожно объезжая дыры, с риском продавить новые... Мост был укреплен связкой брёвен лежавших на мосту. К бревнам цепями крепились несущие фермы оставшиеся без опоры. Рядом, с лева, строился новый ещё больших размеров мост, а с права виднелись остатки совсем старого моста. Опоры нового моста высотой метров десять-пятнадцать были хитроумно построены из бревен. Полностью деревянных мостов такой высоты я ещё не видел (по крайней мере, сбоку) и не поверил бы, что это возможно.
Виталя, человек не бывавший на севере, долго рассматривает ледорезы перед опорами нового моста, пытаясь понять, что это такое. Я, с гордостью, что знаю объяснил: "Эти наклонные, трехгранные пирамиды для расталкивания льдов весной идущих по реке, чтоб не повредить опоры".
В Рочегде мы подъехали к парому, но он был перекрыт веревкой. Паромщик сказал. Что выходят в 19:00. Да! Сколько ж нам ждать? Для нас день только начался, всего час как мы выехали из лагеря. Я решил, что б не терять время поехать на следующий паром в Осокино (Березник). Правда получится крюк, километров 100. Уже развернувшись, что б пойти к машине я вдруг решил спросить время. "18:30" - доложил паромщик, а я изумился: "как же так, только не давно проснулись...".
С трассы "Котлас-Архангельск" съехали на параллельную лесовозную дорогу. Была надежда найти старые дороги в сторону Ваги, но тщетно.
Выехав снова на трассу, мы доехали до моста через эту самую Вагу и перед ним свернули к берегу.
Сразу же мы оказались на весьма "спортивной" дороге. Пошел дождь. Стало ясно, что мягкий оффроуд позади. Не проехав и километра, пришлось воспользоваться лебедкой, стропами, лопатами и матюгами на не умеющих ездить бульдозеристов, разворотивших дорогу.
Временами дорога становилось очень хорошей - широченная песчаная трасса в лесу, давно не езженная. Кругом, белый как снег, мох. Стали попадаться размытые мосты.
Весело жужжали бензопилы, и воцарялась жизнеутверждающая атмосфера победы человека над стихией. Промоины заваливали бревнами и закапывали или клали продольное бревно и ехали по нему.
В особо сложные подъёмы машины вталкивали. В таких местх Паджерик показал себя лучше - мотора хватало, что б быстро вращать колеса на второй пониженной. Рисунок очищался и машина карабкалась. УАЗ же имевший и больший вес и слабее мотор, часто беспомощно буксовал всеми колесами (блокировки) и не ехал.
По всему было видно, что ехали мы по зимнику: "промежутки между деревьями" были большие.
На дороге и рядом росло много грибов. Даже собирая только то, что можно было сорвать, не выходя из машины, набрали два ведра подосиновиков и подберезовиков, белых было совсем мало.
В сумерках белой ночи выехали в деревню. Признаки жизни отсутствовали, следов самодвижущейся техники тоже не было, поехали дальше, по зимнику, по которому была протоптана тропинка. ГПС показывал, что здесь идёт трасс М8 (отрезок Старого Вологодского Тракта). Раньше был мост тут и выше по течению, а теперь трасс идёт только по тому берегу.
Теперь мы ехали "дорогой Ломоносова". По идее он тут должен был идти пешком в Москву.
Тропинка привела нас к очередному мостику, в сумерках он показался очень сильно размытым и мы решили ехать в объезд, тем более, что в паре сотен метров от моста была слабо заметная развилка.
Объезд оказался через болото. Прощупав болото ногами, пришли к выводу, что всё просохло и машину выдержит. Единственное нужно было держаться на кромках колеи, которая была скрыта в метровой траве и угадывалась только по высоте травы. Почти сразу я свалился в колею, машина увязла по пороги. Размотали несколько веревок и дернули Уазиком с сухого. Дальше вперед пошел УАЗ, чтоб я мог вытащить его лебедкой или вытянутся сам за него. Иван быстро сориентировался и легко промчался по кромкам, я за ним. Дальше УАЗ промчался по хрустевшему и шатающемуся мосту. Осмотрев мост, особых разрушений я не обнаружил и сиганул по нему. Мост так же хрустел и шатался, но выдержал.
В следующей деревне было много тракторных следов, - повод для оптимизма. Однако дальше деревни следов не было.
Начался проливной дождь, и дорога становилась всё "спортивней". Снова крутые подъёмы, мосты, колеи...
По среди болота дорога с глубокими колеями оказалась с жестким дном. Оказалось, что мы ехали по старой гати. Кругом же всё выглядело как непроходимое болото.
Объезжая очередной мостик УАЗик встрял в болоте. Я подъехав к нему, чтоб дернуть то же встрял при маневрировании. Было 4:00 начиналось Воскресенье. После девятичасовой борьбы все, как-то не договариваясь, поняв, что ситуация вышла из под контроля, улеглись спать в машины. Я был мокрый до нитки, но сил переодеться не нашел и свалился спать. Дождь то стихал, то становился проливным.
Через несколько часов, когда закончился дождь, начали спасательную операцию. Одежда чуть-чуть просохла, но было всё равно дискомфортно и холодно. Впервые пришлось воспользоваться Хай-джеком. Кажется, все два года домкрат лежал мертвым грузом. Раньше как-то удавалось обойтись лебедками или тросом. Да и сейчас можно было тянуться назад ручной лебедкой, но я её забыл в гараже.
Построили гать, машина стала двигаться. Движение осложнялось подъёмом. Вскоре Паджера была спасена. Лебедкой вытащили УАЗ, так как дергать по мягкому грунту было нельзя.
Было утро Воскресенья. Дорога вперед становилась всё хуже. Да тут ещё в картах, дальше к Шенкурску, на коротком отрезке, не было вообще ни каких дорог. Топливо подходило к концу.
Решили вернуться в деревню, где были тракторные следы. На подступах к деревне встретили мальчика на мотоцикле и расспросили его о дорогах. Мальчик сообщил, что дорог вообще ни каких нет, а как мы сюда попали непонятно. На вопрос как же в деревню попали трактора, мальчик задумался и сказал: "А они тут всегда были!"
Трактористы сказали, что топливо завозят зимой, по льду, тогда его и можно купить, а сейчас никак. "Я вот, взял 80 литров, да щас сенокос, у меня литров двадцать осталось, - не продам" - сказал тракторист и мы пошли искать второй трактор (больше тракторов в деревне не было).
Второй тракторист сжалился над нами и слил десять литров. Кроме того, мы всё выяснили с дорогами - их не было. То, что надо, но не для настоящего момента. Была бы в запасе неделя - можно было бы ломиться на Шенкурск. Пришлось бы правда построить километров десять дорог, - как минимум на таком отрезке не было даже зимников. В следующий раз надо заходить с Шенкурска.
Теперь обратно! После дождей дорога стала гораздо хуже. Трудно пришлось в подъёмах.
Тот мост, который объезжали болотом, отремонтировали, - не так уж сильно он был поломан, как казалось.
К семи часам вечера выбрались на асфальт. На песчаном берегу устроили привал. Погода стояла прохладная, но дождь кончился.
Грязные, мокрые и изможденные мы некоторое время лежали на прогретом изредка выглядывающим солнцем, песке.
Теперь нужно срочно домой. На отдых время совсем мало.
Главное, что все были чрезвычайно довольны сложившимися обстоятельствами: получено максимум экстремального удовольствия, а жертв и разрушений (не считая мелких поломок на Паджере) - нет!
Итак, поход получился с одной ночевкой, которая разделила две более чем 24 часовые гонки. Круто! Первая гонка - 29, вторая - 33 часа.
Даже хорошо, что с нами больше ни кто не поехал. Вряд ли кто-то кроме нас мог от этого получить удовольствие.
Домой вернулись днём в понедельник, так как ночью, чтоб не заснуть за рулем устроили ночевку на несколько часов.
Оказывается и за четыре дня можно устроить чрезвычайно интересное мероприятие. По крайней мере, на севере, в период белых ночей!

Андрей Форосенко
www.4x4typ.ru



© Shatoon, Владивосток, 2000-2015
info@shatoon.ru


Primorye-On-Line