SHATOON -- Vladivostok Offroad Club
О клубе Планы Тюнинг Участники Галерея Форум Магазин Для прессы




Трофи - рейд Владивосток - Светлая - Владивосток 2001

17 - 25 августа 2001 года.
Протяженность маршрута - порядка 2500 км.

Участники:
1. "Ниссан Сафари 60" - пилот - Диггерр, штурман - Странник.
2. "Тойота Ленд Круизер -70" - пилот - Толик, штурман - Денис.
3. "Тойота Близзард" - пилот - Саня, штурман - Виталик.
4. "Сузуки Эскудо" - пилот - он же штурман - Дима.


День первый, 17 августа, пятница.

Накануне договорились о том, что стартовать будем красиво - с Корабельной Набережной, от С-56. Инициатором этой идеи был brat - очень хотел нас проводить. В 8.00 в условленном месте был ТЛК-70 и Сафарик. Из провожающих - Женя (белый "Сюрф"), Патрик и двое моих коллег по работе. Чуть позже подъехал Саня и рассказал, что они с Виталиком в лучших традициях "крутили гайки" до 4-х утра, и если Виталика нет, значит он проспал. Так оно и оказалось. Виталик еще решил усиленно попрощаться с женой напоследок, видимо, это его и сломило окончательно.

Зачинщик помпезного отъезда - Brat - так и не объявился. Что, в принципе, было вполне в его духе.

Так что сильно торжественного старта не получилось, сразу нашлось еще несколько важных и неотложных дел, благодаря которым из города мы выбрались уже ближе к 10 утра.

Обсуждая с Диггерром страшные кары в виде пенализации, дисквалификации и прочей дискриминации, которые надо будет наконец-то ввести в действие прямо со следующих "покатушек" для тех, кто опаздывает, доехали до Уссурийска, плавясь от жары - Диггерр практикует чисто спартанский подход к своему автомобилю - несмотря на обилие внедорожных наворотов, в том числе и неделю назад поставленный задний лочный мост, в машине нет кондиционера, "дуйки" и магнитофона. Но, разумеется, все эти надуманные проблемы сразу перестали существовать, когда на центральной улице Уссурийска машина резко завалилась на правый бок и назад, скрежеща металлом по асфальту. Долго гадать - что это - подвеска, разрыв баллонна или что-то еще - не пришлось, потому что через несколько секунд этот самый баллон, обогнав нас с левой стороны, весело попрыгал по встречке, пугая Уссурийцев невиданным для них размером в 36 дюймов и агрессивным грязевым протектором.

Наконец-то мы остановились, Виталик помчался ловить беглое колесо, остальные участники стали доставать домкраты, хайджеки и искать гайки. Надо сказать, нам повезло - шпильки абсолютно не пострадали, крыло тоже, единственной жертвой пал фендер. В разгар восстановительных работ к нашему коллективу скромно подошел мужчина - по виду местный житель. Помявшись с минуту, он показал на свои штаны китайского производства, разорванные в районе колена. По его словам, колесо так страшно выглядело, что он совершил резкое движение, в результате чего продукт китайской легкой промышленности пришел в негодность. Видимо, он хотел компенсации, но момент был для этого не очень удобный. Так как с ним так никто и не заговорил, мужик помялся с минутку и пошел по своим делам.

Затянув вражеские гайки так, что потом их с трудом удалось открутить, двинулись дальше. Проблемы с колесами на этом не закончились - под Арсеньевым у Толика спустило колесо. Как показало вскрытие, произведенное на шиномонтаже в Арсеньеве, колесо проткнул не большой камень, от чего лопнула камера - разрыв составил сантиметров 40.

Кстати, когда покупали прохладительные напитки в магазине у трассы, традиционно торгующим всем по немногу, обратили внимание на ассортимент детских игрушек - он был представлен единственным образцом - устрашающим обрезом ружья двухствольного, китайского производства. Видно, любой малыш хочет иметь такое же оружие, как и у его папы...

В Варфоломеевке остановились перекусить. Наверное, это единственное приличное заведение на всей трассе. Около заведения крутились местные дети, которые не предлагали нам протереть стекла или просто дать "денежку на хлебушек". Нам было по - деловому предложено "заплатить за охрану автомобиля". Умилившись такой современной формулировке и порадовавшись за будущее таких не по годам развитых детишек, им выделили рубля 4. Как выяснилось, они нас кинули - когда мы вышли из кафе, машины уже никто не "охранял". Надо было потребовать у них лицензию…

Из-за того, что позже выехали, имели проблемы с колесами и т.д., потеряли достаточно много времени и въезжали в Дальнегорск уже в сумерках. Затемно удалось добраться до бухты километрах в десяти от Рудной Пристани, где и встали на ночевку.


День второй, 18 августа, суббота

Подъем - примерно в 7.30. Первое впечатление от утра - застрявшая "Жига" с аборигенами. Тот факт, что 3 наших машины переехали пляж, форсировали ручей и живописно расположились на гальке у скал, возбуждающе подействовал на счастливых обладателей темно-фиолетовых "Жигулей" 11-й модели - то же, что и "копейка", только "универсал". Проехали они ровно на корпус, после чего, естественно, закопались. На протяжении следующего часа можно было наблюдать отчаянные попытки аборигенов вырваться из плена внедорожья - они и копали, и толкали, и раскачивали… Нам бы таких активных людей побольше ;) В конце концов насилие над автомобилем принесло свои плоды и они достали водку.

Тем же утром осуществилась давняя мечта Сани - "Близзард". Утром на его боевой автомобиль были наклеены специально изготовленные по размеру окон близзардовского "собачатника" клубные наклейки.

Пока народ собирался, я обошел бухту. Отдыхающих - минимум - палаток 6. Вроде как и заклятых "друзей" - Хабаровчан не видно. Берег усеян раковинами от гребешков Свифта. Только средний размер раковины уже значительно меньше, чем в заливе Петра Великого. Да и ежики морские здесь какие-то чахлые, маленькие… Северные, одним словом…

Итак - в путь. Став по пути из бухты героями местных тинейджеров (как всегда, всех поражает "монстромобиль" Диггерра"), подарив им на память наклейку клуба, выезжаем на трассу. Настроение боевое, но - буквально через 30 минут, около живописного мостика через реку "Кедровая" Толик прокалывает колесо. Пока в толикову дырку "Диггерр" впихивает спасительную китайскую "колбасу" для ремонта "безкамерок", мы можем наблюдать движение в обе стороны автомобилей производства СССР с 1980 по 1990 год самых различных модификаций. Странно, но "японцев" совсем мало.

Толика починили, двинулись дальше. Выяснилось, что "Сафарик" тоже получил небольшую "рану" - камень, выброшенный колесом с "грунтовки" "ранил" левое зеркало.

Темп движения более - менее бодрый, асфальт встречается все меньше, грунтовки и пыли все больше. Вот и "Терней" - последний оплот "цивилизованной" жизни. И последняя цивилизованная заправка! Поражает какое-то нездоровое количество ночных бабочек, облепивших само здание заправки, бензоколонки и даже телефонный "колокольчик" - бабочки как-то компенсируют (в эстетическом плане) отсутствие самого аппарата.

Будим Виталю - вот он - натоящий штурман - может спать даже в "Близзарде", на "грунтовке" и посередине дня! Виталя обещал нам показать в Тернее "конкретный кабак". Ищем кабак. Находим только 3 убогих кафушки, одна из которых закрыта, в одной нас фактически посылает подальше толстая "бабУшка", в итоге оказываемся в третьей. В лучших традициях северных краев ее название - имя женщины. Кажется, "Татьяна".

Старый деревянный дом, более чем спартанский интерьер с подвесными потолками из распухшего волдырями серого советского оргалита. Тем не менее - весьма "реальная" аудиосистема - дека "Sony", "усилок" и колонки ватт по 50 - все на 110 вольт - наверное, привезли местные моряки - выменяли на лес в Японии. Прайс на "кухню" - как во Владивостоке, скажем, в "Экспрессе". Качество и количество - на порядок хуже, чем в столовой до боли родного предприятия. Но, как говорится, альтернативы нет. Чтобы скрасить убогий обед, втыкаем в местную стереосистему свою кассету - Unplugged "Машины Времени" вместо местной голубой попсы. Официантка - барменша, услышав первые звуки "Машины" с вызовом заявляет - "А у нас есть такая кассета!". Конечно, никто и не сомневался…

Тем временем оказывается, что то ли я, то ли Диггерр сожрали толиково второе. Сначала Толик разбирается с молодухой - барменшей (как последний склочник!), потом приходится все-таки купить ему новое второе - благо обстановка разрядилась - увидели объявление над соседним столиком, которое не могли не заснять на камеру:

Уважаемые посетители!
1. Не бросайте пепел и другой мусор в солонки и подсалфетники
2. Не тушите сигареты о клеенку
3. Не танцуйте в баре в верхней одежде
4. Разбитая посуда оплачивается клиентом
5. Замена одного спиртного на другое не производится
6. У нас днем не курят

Текст данного объявления мы вспоминали в трудные минуты рейда и мечтали о том, что как хорошо было бы вернуться в нашу любимую "бар - столовую" и нарушить все эти запреты - т.е. танцевать в верхней одежде, тушить сигареты о клеенку и т.д. ;)

Итак - в путь! Впереди - Амгу. Скорректировав путь - та дорога, которой мы едем до Амгу построена для удобного вывоза еще не разворованного леса, построена без лишнего крика и "помпы" - люди деньги зарабатывают. Дорога идет верховьями, на ней нет ни одного брода. Объем земляных работ порой впечатляет, хотя дорога и грунтовая. Но за трассой постоянно следят, ровняют грейдерами (мы только видели штуки 4). По дороге снуют лесовозы - обычно мощный "Ниссан" (реже - "Камаз") тянет за собой еще и "под самое "нехочу" загруженный прицеп. Правда, "дрова" какие-то худые, по большей части - видать, те, что "по жирнее" уже вывезли лет 10 как… Дорога построена с таким расчетом, чтобы могли разойтись два лесовоза, но всякий раз, когда нам с Диггерром попадается очередная "встречка", груженная деревом, инстинктивно принимаем вправо и притормаживаем - кто знает, что у них на уме...

Проходим перекресток на "Великую Кему". Дальше - по чистому листу карты, эта дорога нигде не обозначена.

Время от времени в кристально прозрачном небе над нами начинают вычерчивать идеальные прямые взлетающие, еще не успевшие набрать должной высоты реактивные самолеты. При просмотре через 450-кратный объектив видеокамеры становится видно, что самолеты большие, с 4-мя реактивными двигателями. По форме похожи на ИЛ-62, но какие на фиг ИЛ-62 в такой глуши? Ясно, "вояки". Пока мы едем до перевала, над нами проходит штук пять "бортов"…

Вот и перевал. По альтиметру высота - за 800 метров. Впереди и внизу - Амгу. Все "топят", что есть силы - уже вечер...

В Амгу ищем брата Сани - "Близзард". Брат работает инкассатором и по долгу службы бывает в Амгу. А здесь - мы! Прям "рояль в кустах" ;).

Брат нам "сращивает" баню - что весьма кстати, предлагают и ночлег - в бараке - общежитии. Я рассказываю Диггерру страшные истории про клопов, вшей и т.д., в итоге мы остаемся спать в машине, прямо на центральной улице Амгу. Местные, шныряющие на самой разной самодвижущейся технике мимо нашего джипа, долго не дают заснуть…


День 3-й, 19 августа, воскресенье

Когда спишь на автомобильном сидении, в одежде - сон чуткий, как у сторожевой собаки… Проснулся я оттого, что что-то мягкое и вяло матерящееся упало на капот "Сафаря". Ночь, 4 утра (по автомобильным светящимся зеленым часам). Слышно лишь два голоса - пьяный и очень пьяный.

- Вася, е-мое! Ты смотри, какая машина!
- Ну и &^^%(&?
- Да тут дуга, бля! (начинает раскчивать машину за дугу).

Диггерр открывает дверь и строго кричит в темноту:

- Эй! Какого ^*%^%?
- Все-все, все нормально, не в падлу, пацаны…

Парочка перестает трясти машину, отходит на шаг-другой и обменивается впечатлениями:

- Не, ну ты видел, какая машина, &^^%#&? Какие у нее, &^^%#&, колеса, &^^%#&, большие, &^^%#&????
- Если колеса, &^^%#&, большие, &^^%#&, это - "МЕРСЕДЕС"!!!

Посылка странная, видимо нас приняли за "Гелендеваген" ;), тем не менее нас еще с полчаса терзают эти два странных голоса, отдалившихся буквально на метров 15 от машины и затеявших бесконечный диалог:

- Вась, &^^%#&, пошли домой! Вставай, &^^%#&, хватит лежать, &^^%#&!!!
- ИДИ НА &^&!

И опять то же самое с начала...

Надо ли говорить, что проснулись мы бодрые, веселые, с первыми лучами солнца!

Поехали в "общагу" - там уже собирались в путь наши коллеги. Была рассказана поучительная история о посещении Виталей местного бара. Мы лишний раз порадовались, что предпочли почти здоровый сон пьянству и перманентному разврату.

Брат Санька, а вернее даже его амгушная девушка предложили нам позавтракать на пляже (???), рядом с сопкой "Любви" (романтики они там все, чего уж там). Действительно, оказывается местный "мэр" был давно озабочен такой идеей, загнал бульдозер в устье реки Амгу чтобы он сделал нечто вроде пляжа - вот те песочек, вот те водичка… Выглядит все очень мило, правда проживет до первого тайфуна. Тяга к прекрасному похвальна, но лучше бы мэр убрал ржавые остовы машин с улиц Амгу...

Еще накануне путем опроса местных жителей было установлено начало дороги на Максимовку - т.е. на нужный нам, "Светлый" путь. Потрудившись минут 15 с клубными наклейками и природным материалом удалось создать два монументальных произведения, имеющие целью своего существования не только услаждать взоры "Амгинцев", но и служить "путеводной звездой" для Димы с "Эскудо".

Дорогу на Максимовку тоже делают в лесовозных целях. Примерно половину трассы строители уже осилили. Ехать по ней было скучно - что толку трястись в лифтованных джипах, если до того места, где мы находимся, можно было бы доехать на любом "Крауне"? Но вот он - конец "заапгредженной" дороги, традиционная мятая будка на колесиках, костер, веселые дядьки в ватниках. Нам рассказывают, что проезжала некая красная машина, по описаниям это - "Эскудо"! Честно говоря, все очень волновались - успеет ли Дима нас догнать - он стартовал на день позже. Оказалось, что он нас уже перегнал! Все жаждут реванша. И сразу начинается бездорожье. Диггерр от радости с гиканьем и прибаутками давит педаль и садится на мосты (на 36-й резине!). Да, хорошо работает лебедка у Толика. А "Краун" здесь уже точно не пройдет.

Начинаются поля, выезжаем к речке "Максимовка". Становится ясно, как нам повезло с дождями, вернее с их отсутствием - речка не сильно глубокая - метр с небольшим, но уж больно агрессивная - машины, что полегче стаскивает по течению. Понятно, что если она поднимется еще хотя бы сантиметров на 20-30 это будет уже сплав, а не "покатушки".

Постоянно пытаемся найти следы "Эскудо", порой это нам удается. И вот, уже 3 раза "переплыв" через Максимовку, Виталиком обнаруживаются следы пребывания Димы - "Эскудо" в этих краях - пустая бутылка "Арму" и окурок от "Магна Лайт". Никто в серьез не воспринял находки Виталика, но позже оказалось, что он был прав. Дедукция, знаете ли...

Наконец, мы - на правильном пути. Вот и признаки близкой цивилизации - огромный бензовоз на базе "Урала", на котором сверху - прямо на бочке с топливом - сидят местные жители, человек 15. На въезде в Максимовку - аэродром, на окраине которого, как раз рядом с флажком, похожим на шапочку Буратино, живописно расположился Дима, окруженный навороченной посудой из нержавейки, примусами, арбузами, овощами, мисками с жареным мясом, бутылками с водкой и местным проводником. Дима рассказал нам, как он доехал за 14 часов до Амгу, как он нас там не нашел (???) и поехал вперед.

Встреча была бурной. Съев один арбуз, караван, теперь уже в полном составе, двинулся дальше.

Еще раз форсировали Максимовку. Хорошо, что Дима сначала сходил проверить брод пешком - весьма безобидная на вид река как раз в том месте, по которому мы хотели ехать, имела глубину более полутора метров...

После брода дорога вышла на морской берег. Континентальная жара сразу сменилась морским холодом - от моря тянуло легким морозцем, как из погреба. Здесь нам и встретились очередные поклонники "Диггерромобиля" - 4 местных жителя примерно нашего возраста на мотоцикле "Урал" зеленого цвета с неработающим двигателем (утопили агрегат). Их состояние можно было охарактеризовать фразой из лексикона Виталика: "Синие, как изолента". Тем временем, дорога отошла от моря в сторону материка. Преодолев достаточно динамичную речку, по обоим берегам которой рос абсолютно зеленый (и это вторая половина августа!) шиповник, мы оказались в "Усть - Соболевке". Деревня произвела достаточно гнетущее впечатление. В основном - благодаря "смурной" погоде и деревянным домам, которые здесь не принято красить, из-за чего они имеют серый, унылый цвет… Добавьте к этому перманентную разруху, ржавые части от машин и механизмов, хаотично разбросанные по всей территории населенного пункта - и вы поймете, что предстало нашему взору. Единственное радостное пятно --это дом, видимо, местного "кулака" на выезде из деревни. Дом больше, чем у остальных, покрашен "веселой" краской и - самое главное - любовно выкрашенный, яркий, как цыпленок - личный трелевочный трактор. В этих краях - самое основное средство производства.

Тем временем солнце клонилось к закату. Примерно на половине пути из Усть - Соболевки в мертвую деревню "Кузнецово", остановились на ночевку в месте пересечения дороги и горной речки. Два самых активных рыбака - Саня и Дима - пытались реализовать свой талант "рыбодобытчиков", однако, надвигающиеся сумерки помешали им проявить себя во всей красе.

За все время, которое мы стояли в этом лагере, по дороге не прошло ни одной машины. Это радовало и настораживало одновременно.


День 4-й, 20 августа, понедельник

Утром "рыбодобытчики" отправились реализовывать свои таланты. Таланты были реализованы путем поимки некоторого количества рыбы "на уху". Так же у какого-то дикого зверя была отобрана кета, полная икры, около полуметра длиной. Одна эта кетина весила больше, чем вся наша рыба "для ухи" и брюхом, распираемом от красной икры красноречиво свидетельствовала о том, что нерест лососевых уже начался. Так как после зверя кету никто доедать не хотел, все налегли на уху из "мелочевки".

До Кузнецово доехали очень быстро. Дорога некоторое время шла по речным заводям, живописно петляя среди кустов и деревьев, стоявших сантиметров по 30 в воде. Было понятно, что после небольшого дождя вся эта "пастораль" могла запросто превратиться в какой-нибудь "девятый вал".

Кузнецово - единственная нежилая деревня, из тех, которые я видел, где действительно остались не тронутыми дома, заборы, надворные постройки. Некоторые избы поражают своими размерами и древностью. Деревня практически не разграблена, видимо - по двум причинам - древесина не является дефицитом в этих краях и добираться до этого "ненаселенного пункта" мародерам не очень-то удобно. Во время прохода колонны через Кузнецово была обнаружена так же пасущаяся лошадь, темной масти, в количестве 1 штука. Это косвенно свидетельствовало о том, что деревня не совсем не обитаема, однако, разбираться с этим нам было некогда. Отрезав метра полтора алюминиевого провода от догнивающего на земле деревянного столба (вот он, цветмет-то где еще остался! ;) двинулись дальше.

На мысе были обнаружены остатки еще одной цивилизации - военной. Цивилизация более поздняя, и, как казалось, обладающая большим запасом прочности чем деревня. Однако, она пришла еще в больший упадок, чем деревня, за каких-то 10 лет. Не без помощи людей, конечно.

А люди не замедлили появиться. Во время привала, когда наиболее отчаянный "шатун" совершил ритуальное омовение в водах открытого Тихого Океана, к нам приблизился человек лет 50 в изрядно потрепанной форме прапорщика. Выяснилось, что даже те жалкие остатки военного присутствия на мысе "Олимпиада" все-таки охраняются. Именно вот этим прапорщиком. Обосновался он там не плохо - 3 объединенные двухуровневые квартиры для комсостава, баня, подсобные постройки, куры-гуси, пара "Уралов" 6х6, "Луазик", "Сюрф", тарелка спутниковой связи, промышленный запас солярки (и это явно не весь список!). И личный состав - согласно произведенному "фэйс-контролю" - жена, сын и какой-то родственник. Пообщавшись с прапорщиком и его семейством, двинули дальше. Следующая бухта была загажена полусгнившими бетонными стройматериалами, емкостями для топлива, деталями механизмов… Посередине уродливо громоздилась размытая дождями до состояния крошки куча бурого угля. Видимо, все это было "десантировано" в свое время с судов, однако смена курса страны не позволила реализовать чьи-то благородные замыслы по укреплению обороноспособности нашей Родины…

Дальше дорога пошла прямо вдоль моря - по песку и по очень противной мелкой сыпучей гальке. Все бы ничего, но у "Диггерра" стало время от времени что-то судорожно бить в мосту. Удары были одиночные, достаточно сильные, никакой систематизации не поддавались. Что, конечно, не могло не настораживать - остаться в тех краях, еще на пути "туда" без полного привода явно не входило в наши планы.

Галька кончилась недалеко от урочища "Тарасова пасека". Два благообразно выглядевших селянина с косами и окладистыми бородами показали нам верное направление на Светлую, куда мы и свернули, распугав по пути табун лошадей - голов около десяти.

Дальше дорога шла рядом с морем, по грунту и трудностей не представляла. Вот небольшая зимушка, поворот от моря - и мы на дороге к перевалу.

Когда взорам обладателей лифтованых, шнорхелированых, большеколесных внедорожников предстала первая за эту поездку реальная "грязевая ванна", все с радостью в нее бросились. "Близзард" счастливо завис в колее под своим любимым углом в 45 градусов, Виталя, взяв конец лебедочного троса в руки пошел отрабатывать тяжелый штурманский хлеб.

Больше никто не завяз, лужу объехали стороной. Еще немного - и перевал - целых 523 метров над уровнем моря. А с перевала дорога - мечта водителя автомобиля "Краун" - прямая, ровная, прямо до Светлой.

Вот и конечная точка маршрута, "оазис" капитализма и "совместнопредпринимательства" начала перестройки. Но где ж тот "Хендай"? От корейского присутствия в Светлой остался странной конструкции мост, заржавевшие части циклопических размеров баржи в устье Светлой и видавший виды "недоджип" "Корандо".

Светлая встретила пронзительно холодным океанским ветром. Запечатлились - "чтобы поверили" - на фоне маячка и на фоне местного отделения связи. Пока мы знакомились с культурными ценностями, продающимися в местных магазинах, нам удалось привлечь к себе внимание местной милиции. Милиция представляла из себя грозное оружие, т.к. была усилена в буквальном смысле "свалившимся с неба" - т.е. прилетевшем на вертолете - майором - проверяющим из Тернея. Вопрос стражей порядка попросту обескуражил: "Наркотики, оружие, красная рыба, женщины - есть?" Когда мы сказали, что увы, ничего такого с собой не имеем, вопрос про женщин был задан еще несколько раз, очень настойчиво (может, женщины являются в Светлой контрабандным товаром? Или майор просто вырвался "на волю" от жены, оставшейся в Тернее?) Местный блюститель закона, гораздо более культурный и приятный в общении очень удивился, когда узнал, что мы приехали из Амгу - существование дороги до Светлой не было для него очевидным (хотя раз в несколько дней из Амгу в Светлую ходит видавший виды "Камаз" груженный водкой, батончиками "Сникерс" и прочими необходимыми в тяжелом крестьянском быту вещами).

Прибарахлившись в местных магазинах (я, в частности, приобрел очень полезную в походе вещь - кружку эмалированную емкостью 1.0 л.), отъехали от поселка километров 8 и остановились на галечном островке посреди реки. Рыба здесь уже не клевала, поэтому каждый нашел себе развлечение согласно индивидуальным духовным и прочим потребностям - кто купался, кто менял хабы, а некоторые просто спали.

Вечером, запалив "пионерский" костер из сухого, как порох, "мегадерева", вытащенного на наш островок последним тайфуном, был отмечен радостный факт достижения цели нашего маршрута. Однако, в здравицах и тостах товарищей чувствовалась и нотка грусти - грязи-то настоящей мы пока так и не увидили…


День 5-й, вторник

Наутро коллектив чувствовал себя несколько разбитым и дезориентированным - цель достигнуто, конкретных планов нет… Было еще одно не большое поручение - доставить "передачку" Игорю с МЧС от его друга из Светлой. Поехали искать друга. Друг воодушевился видом джипов и предложил двинуть всем на Зеву - до вечера. Зева - это река такая, очень рыбная, символ недоступности и труднопроходимости. Находится километрах в 60 от Светлой. Идея нашего нового знакомого вызвала сложные чувства среди присутствующих, но большинством голосов решили - "Ехать"! Дело в том, что погода начинала демонстрировать свою готовность к близкому дождю и по слухам сегодня-завтра должен был пройти мощный тайфун. А что бы стало с реками, бродами и грязями на участке от Амгу до Светлой после дождика, и думать не хотелось. Правда, наш новый друг сказал, что водосбор большой, и вода поднимется самое быстрое через сутки после дождя, а то и через трое. Но проверять не очень-то хотелось…

На перевале, уже не далеко от Зевы, начался сильный дождь. Проехав еще километра 2, приняли решение возвращаться - Зева под дождем безусловно теряла свою привлекательность. На полпути к Светлой дождь прекратился, как будто его и не было. Больше ни в Светлой, ни дальше никаких следов осадков обнаружено не было. Как сказал наш проводник. На этом перевале всегда идет дождь (???). Прям мистика какая-то…

Дорога назад приключениями не баловала, на ночлег остановились у мыса Олимпиады. Здесь Толик и достал свой верный "карамультук". Если ружье повешено на стену (взято в машину) - оно должно выстрелить. Певый выстрел предназначался баклану, второй - пустой бутылке. Обоим удалось спастись. Но буквально через 5 минут после стрельбы на горизонте замаячил всадник в народно-национальной одежде тех мест - камуфляже. Всадник попался опытный - маячил как раз на таком расстоянии, с которого в него не удалось бы попасть из гладкоствольного оружия. "Помаячив" минут 10, он потихоньку поехал к нам - видимо, до конца решил проверить, буйные мы или не очень. Так как никто на него особо внимания не обращал, он доковылял на своем мерине до лагеря, благодаря чему стал виден нагрудный знак - размером и формой с любимый "гаишный", но с надписью что-то вроде "рыбоохрана". Первым делом наш гость потребовал разрешение на оружие, которое ему и было показано. Потом - строго спросил, не браконьеры ли мы, нет ли у нас с собой красной рыбы или сетей (как ни странно, ни наркотики, ни женщины, как того майора в Светлой, его не интересовали). Мы, разумеется, на все вопросы, как принято в таких случаях, ответили отрицательно (и, кстати, честно - вот такое совпадение). Оказалось, что действовал рыбинспектор "по наводке" - представители доблестных рыбоохранных органов "запеленговали" нас еще в Тернее, но там "допросить" не успели и поэтому снарядили сотрудника в экспедицию.

Вскоре выяснилось, что не так уж безлюдно на мысе Олимпиады. Оказалось, что у нашего рыбинспектора есть два приятеля - очень колоритные персонажи. Некий сержант, служащий по контракту, передвигавшийся исключительно по-армейски - зигзагом, танковым противоприцельным маневром, периодически падая на гальку и - 50% мужского населения селения "Кузнецово" - тихий, скромный Боря, 41 году от роду, отсидевший "червонец" за убийство… Потом еще подошли трое браконьеров, приехавших в эти края поймать удачу - в виде красной рыбы - за хвост - аж из Красноярска. Но так получилось, что поймали их, вернее - поймал - наш новый друг - рыбинспектор… Что и говори - компания подобралась, что надо. Сначала водка, потом спирт… Потом спирт кончился. Боря долго не хотел уходить - все просил съездить за спиртом к прапорщику, потом - к своей маме за бражкой, но мы стояли на смерть. При этом понесли потери - при помощи немудреной технологии, в совершенстве отточенной в местах лишения свободы, Боря истратил весь наш чай на чифирь… За время общения с Борей удалось выяснить, что он - действительно 50% населения деревни Кузнецово, причем - здесь и родился, вторые 50% - его мама. На что он живет - мы так и не выяснили, но проявление со стороны других коммерческой инициативы Боря явно не приветствовал.

- Вот, ваши, городские приезжали - всю траву морскую повыкосили, суки! Денег напарили!
- Боряба, а тебе кто мешал?
- А мне работать в падлу (довольно улыбаясь).

Двое из наших в эту ночь предприняли попытку спать на улице - у них это даже почти получилось - вездепроникающей мошки у моря было поменьше, но вот лица у них с утра… Все-таки немного припухли.


День 6-й, среда

Утро было туманным и промозглым. Лагерь был похож на сцену из боевых действий в Чечне - среди грязных машин, разбросанных вещей, продуктов и пустых бутылок в живописных позах лежали бородатые люди в камуфляже, не подававшие видимых признаков жизни - наши наиболее романтичные товарищи, оставшиеся спать "на свежем воздухе"… Оказалось, что местные вчера забыли у нас седло от лошади. Самой лошади видно не было. Оставив на седле "шатунскую" наклейку - на память, с божьей помощью, двинулись…

До Усть - Соболевки доехали без приключений. После традиционного посещения магазина нанесли визит в местный переговорный пункт ОАО "Электросвязь". Пункт, имевший из оборудования стол, стул и два старых телефона, на удивление быстро и качественно соединил нас с Владивостоком. Жаль, не было у них Интернета - я бы еще и в форуме что-нибудь написал…

Сильно хотелось есть. И чего-нибудь экзотичного, а не тушенки или окороков… А экзотичное, натурально - природное совсем рядом бегало, кудахтало, кукарекало и хрюкало. На беду для одного из представителей "экзотичного" встретился Усть - Соболевский Димин знакомый. Науськанный мной, Дима попросил у знакомого продать петуха - живого, естественно - на суп. Дядька оказался человеком "с понятием" и передал нам петуха на заклание безвозмездно, то есть даром. Гордая птица была помещена в "автозак" - в грузовой отсек "Близзарда" и зафиксирована в пластиковом ящике канистрой с соляркой. Не известно, чувствовал ли петух приближающиеся крупные неприятности по отношению к своей персоне, но вел он себя беспокойно - пытался кукарекать, а при каждом удобном случае вырывался из места заключения, скакал по машине и клевал Виталю. Виталя проклинал тяжелую судьбину штурмана, ловил петуха и водворял его обратно… Так, с кукареканием и доехали до Максимовки.

По нашей информации от Максимовки должна быть живописная дорога вдоль моря до Амгу. Решив не идти дважды одной и той же трассой, постановили возвращаться другим путем. В поисках начала дороги доехали до песчанного пляжа - дельты реки "Максимовка". Там удалось обнаружить местных жителей, занятых ловом красной рыбы. Простой вопрос, заданный аборигенам с целью уточнения направления нашего дальнейшего движения, привел к неожиданным последствиям. Местные оказались джипперами с приводом 6х6 - владельцами двух автомобилей "Урал" (причем один из "Уралов" находился в частной собственности водителя). Оживленный разговор, прерванный только для торжественной наклейки клубных "стикеров" на автомобили "Шатунов" - неофитов, закончился тем, чем и должен был закончиться - спором, чей "внедорожник" проходимее. А как это выяснить? Только гонками!

Конечно, смешно пытаться на тяжелом "Урале" обогнать "Эскудо" - зажигалку. Еще смешнее - находиться в мчащемся по песчанным дюнам, рыгающим перегазовками грузовике, пытаясь что-то снять на видеокамеру в перерывах между падениями и попытками увернуться от катающихся в кузове грозного вида железяк.

Как и следовало ожидать, "Урал" от такого "рок-н-ролла" быстро выдохся, остальные - только "завелись". И еще часа два над дюнами надсадно ревели двигатели, взвивался вверх песок и восторженном матерились редкие местные жители, ставшие свидетелями цирка в режиме 4х4. Оказалось, что лучше всех в песчанную горку "запрыгивает" "Эскудик". Как сказали местные: "Надо же! Самый запердыш, а заехал!" Радости Димы от такого комплимента не было предела;) На втором месте плотно держался "Сафарь", на третьем - с значительным отрывом - "Крузер", ну а труднее всего было "Близзарду" - не хватало ни мощности двигателя, ни ширины колес. Но Саня не сдался - спустил колеса и заехал-таки на злополучную горку.

Расставание с местными джипперами было тяжелым. Собрав всю волю в кулак, отказавшись от выпивки, еды, бани и ночлега, колонна двинулась на поиски новых приключений. И они не заставили себя долго ждать.

Как объяснили наши новые знакомые, дорога идет через "источник" на Саён, а от Саёна через крутой саёновский брод - дальше, до Амгу. Саён на местном сленге, как удалось выяснить - это урочище "Живописное". Дорога, разумеется, на карте обозначена не была, но вроде как именно по ней недели две тому назад проезжал какой-то УАЗик (слухи об этом героическом УАЗике будоражили наше воображение еще с Амгу - нам там тоже пытались рассказать, о том, что некий УАЗик ездил на Саён и там застрял.)

Дорога была достаточно тяжелой и длинной - километров 15, с глубокими колеями и с некоторым присутствием грязи. Раздражало и то, что было совсе не понятно - туда ли мы едем - видимость - нулевая, сопки, перевалы… Только вот зимовье недостроенное повстречалось... Ничего не понятно. Поэтому основная тема дорожных разговоров была о том, что такое GPS и как он полезен джипперу.

Уже в сумерках добрались до источника. Действительно, вода оказалась теплой - градусов около 30, лазурной, как в бассейне и с пузырями, как в джакузи. Правда, источник - сероводородный, поэтому запах от него - почти как на Спортивной Гавани. Рядом с источником находится живописное зимовье. Выглядит очень фотогенично, но я бы предпочел спать в машине.

После ритуального омовения в лазурных водах источника и получения определенного заряда бодрости было решено все-таки прорываться к морю - мошки в этом месте очень много даже по тамошним меркам. Тем более, казалось, что море, с его приятным свежим ветерком и полным отсутствием кровососущих насекомых совсем рядом.

Выяснилось, что мы заблуждались, так как фактически заблудились. Стемнело. Дорога пропала из виду окончательно. "Близзард" сломал рессору, "Эскудо" оторвал фендер. Петух в ящике уже не мог орать, а только хрипел… Все хотели есть, в том числе и петуха. Особенно Виталик - петух к этому времени попал в список его личных врагов. Наконец, удалось найти более - менее открытое пространство, продуваемое ветерком, правда под углом в градусов 15. Так, "под градусом", и пришлось ночевать. Смертный приговор петуху был отложен на завтра. Пришлось опять перебиваться жаренной красной рыбой…


День 7-й, четверг

Утро было просто чудесным. Когда я в скрюченном состоянии выпал утром с переднего сидения "Сафаря" разомнуть затекшие конечности, большая часть коллектива уже пила утренний кофе. И рожи у всех какие-то были гадко-хитрые. Выяснилось, что эти, с позволения сказать, друзья, отпустили петуха погулять. Он, видите ли, им мешал - начал громко хрипеть. И для того, чтобы их слух не тревожили посторонние шумы, они его просто отпустили. Естественно, петух, что было сил, кинулся бежать от своих мучителей и больше никто его не видел. Я был зол. Это же надо! Если еда производит неприятный шум - ее надо выкинуть? А, простите, если банки с тушенкой стучат в ящике? Или водка булькает? Это тоже надо выбросить? Опять же врожденный гуманизм тревожил мою совесть - останься с нами - петух бы умер быстро и безболезненно. А что его ждало в лесу? Недолгое, но полное мучений существование! Его или растерзали дикие звери, или сам бы умер - от голода и холода… А так - почти что эвтаназия, можно сказать…

Настроение мое поднялось только тогда, когда проехав буквально метров 500 от места ночевки, мы очутились на хребте, с которого открывался весьма неплохой вид. Вот он, Саён! Правда, вблизи оказалось, что не все так прекрасно - через весь пляж, через речку и ближайший лужок прямо на наших глазах прошло стадо из более чем 200 коров! Я, конечно, не специалист, но так много коров в одном месте (равно как и продуктов их жизнедеятельности) я не видел.

Речку надо было преодолевать в брод. Разведка показала, что в месте впадения речки в море глубина не большая, но противоположный берег представляет определенные трудности - ввиду своей большой высоты и сыпучести грунта.

Дальше всего удалось пробиться легкому "Близзарду". Все остальные закапывались еще раньше... Далее технология была до такой степени проста, что поначалу вызвала у меня определенный скепсис - Виталас Саней закопали несколько досок плавника в песок и попытались винчеваться. Способ уж очень простой, да и плавник - вещь не надежная… Но буквально с второй - третьей попытки случилось чудо - "Близзардик" медленно пополз наверх из песчаного плена! Вот что значит - легкая машина. Что пришлось бы закапывать, чтобы вытащить таким образом "Сафарь", даже страшно представить… Переправленный "Близзард" - это уже 90 процентов успеха! Оставшиеся "на том берегу" втыкались с разгону "мордами" в рыхлый песочек, а "Близзард" их потихонечку тянул своей "Сафаревской" лебедкой.

До Амгу оставалось всего ничего - каких-то 15 километров. Но именно здесь нам встретился самый сложный участок дороги. Сначала - просто "пастораль" - но очень не долго. Достаточно много грязи - и - колея от "Урала". Трудно пришлось Диггерру - его "сельхозколеса" упорно не хотели выбираться из колеи, а просвета до "Ураловского" ему чуть-чуть не хватало. Другим было легче - колея уже, да и колеса более управляемы в таких условиях… Правда, "Близзарду" удалось побить свой же собственный рекорд по кренам.

"Близзард" - то кренился, но не переворачивался, а "Сафарю" не повезло больше. "Легли" на борт мы абсолютно спокойно и плавно. Я был занят перезарядкой видеокамеры и обратил внимание на действительность только тогда, когда оказалось, что я лежу на боку, слева в окне на расстоянии 10 см. - земля, а Диггерр сидит на мне сверхую.

Оказалось, что кильнулись мы исключительно благодаря локу - когда вывесилось заднее правое колесо, заднее левое не остановилось, а добросовестно придало нам дополнительное ускорение, благодаря чему мы и легли.

Вдоволь нафотографировавшись на фоне поверженного монстра, приступили к спасательным работам. Близзард, остервенело проломившийся по лесу, как хороший трелевщик, привязался "шкворкой" за дерево и осторожно поставил "Сафарь" в точку момента переворота. Так как опрокинулись мы на "нужный" борт - т.е. коллектор был с правой стороны и масло не вытекло - осталось только завестись и отработать задний ход.

Данное приключение придало определенный заряд адреналина Диггерру, и он решил показать Толе, как надо переезжать грязевые участки. Показ был столь эффективным, что ящик с консервами, видимо, решил катапультироваться из столь опасной машины, но сам выпрыгнуть не успел, а только разбил правое стекло багажного отсека.

Вскоре трасса кончилась и мы въехали в Амгу. Как раз в тот день был день рождения у Димы с Эскудо, поэтому пришлось основательно "попотрошить" местные магазины.

Но апофеозом нашей деятельности по приобретению провианта была бартерная сделка! Пять банок опостылевшей тушенки были обменяны на одну живую курицу! Это была достойная замена петуху - женщины традиционно мягче… На этот раз я уже не доверил никому транспортировку столь важного груза. Связанная курица была довезена до места, предана гуманному умерщвлению путем обезглавливания, ощипана, выпотрошена, расчленена и сварена как главный ингридиент борща. Оказалось, что на вкус окорочка все-таки лучше…

На ночь мы остановились в водолечебнице "Теплый Ключ" - километров 18 за Амгу. Нам удалось "срастить" чудесную избушку с кроватями и электрическим освещением всего за 30 рублей с человека за сутки! Самое приятное было то, что в цену было включено омовение в радоновых источниках данной водолечебнице. После омовения был праздничный ужин, но сил мало у кого уже оставалось, поэтому мероприятие достаточно быстро закончилось. От имени нашего экипажа Диме был подарен особо ценный подарок - ключ гаечный, рожковый, кажется на 34 на 36. Монструозный инструмент был приобретен в Амгушном магазине пищевых продуктов. Как он там оказался - одному Богу известно. Больше никаких инструментов там не продавалось, да и сам суперключ был в единственном числе…

День 8-й, пятница

В первый раз за все путешествие удалось поспать на чем-то ровном и мягком - на кровати с панцирной сеткой. Удовольствие было непередаваемым. То ли это, то ли то, что ряд машин требовал ремонта, разлагающе подействовало на моральный дух участников автопробега. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что в нашем домике обнаружился плакат с выцветшими и пыльными восточными красавицами. Все грустно рассматривали "веселые картинки" и каждый думал, как говориться, о своем… Решено было не идти на Амгушные водопады, а срочно ехать домой. Первым стартанул Дима на "Эскудике". Собравшись, выехали и мы. Однако, не обошлось без приключений.

Еще до Тернея у "Близзарда" закончилась солярка. Заправились старым испытанным способом - с "Камаза" - лесовоза, по 5 рублей. Уже перед самым Тернеем у "Сафарика" оторвалось крепление переднего левого амортизатора. Ситуация осложнялась еще и тем, что все это происходило в пятницу, ближе к вечеру. Тем не менее, удалось найти тернейского батюшку, практиковавшего, в частности, электросварку. Буквально за час, с Божьей помощью и за 100 рублей проблема была решена. Выехали мы из Тернея в сумерках.

Многодневная усталость давала о себе знать - Диггерр несколько раз "отключался" за рулем буквально на несколько секунд. Останавливались, пытались спать - не получалось. Однако, стоило снова поехать - сон наваливался со всей силой.

За всю дорогу нас ни разу не остановили. Сами мы останавливались несколько раз - попытаться немного поспать - не успешно - и один раз - попытаться немного поесть - успешно, но удалось это сделать только за Анучино, уже на рассвете. Запомнились трогательно отпечатавшиеся на щеке сонной официантки, спавшей до нашего прибытия прямо за рабочим местом, скрепки, ручка и мелочь.

В районе 10 часов утра въехали во Владивосток. Самый продолжительный и протяженный маршрут за историю "Шатуна" был закончен.


© Shatoon, Владивосток, 2001
info@shatoon.ru