|
|
УРОКИ НАДУВАТЕЛЬСТВА
Чтобы было проще понять роль давления в
колесе, проведем аналогию со спущенным футбольным мячом. При ударе он кажется
тяжелым, плохо и медленно катится, а направлять его точно в цель просто
невозможно, но стоит только как следует его накачать, как все становится на свои
места. Подобное происходит и с покрышкой.
АВТОСТРАДА
Недостаточное давление в шинах приводит к увеличению тормозного
пути, чрезмерному расходу топлива, повышенному износу корда, перегреву и в
конечном итоге разбортировке или разрыву колеса. Проверять его
нужно как минимум раз в месяц, а лучше даже раз в две недели. Делать это
следует на холодных колесах. Если же нет времени ждать, пока они остынут, нужно
внести поправку в 0,3 атм. Иногда стоит повысить давление в шинах перед
долгой ездой по скоростной автостраде или в случае, если автомобиль сильно
нагружен. Смотря по ситуации колесо нужно докачивать на 0,2 - 0,4 атм (это
зависит еще и от веса автомобиля). Разумеется, это средние величины. Более
точные параметры вы легко найдете в инструкции по эксплуатации вашего
внедорожника. В большинстве случаев там указаны два рекомендуемых давления:
первое - для повседневной эксплуатации (город и дороги общего пользования), и
второе - для езды по автостраде или с большой нагрузкой. Эти
параметры конструкторы получают опытным путем. Рекомендуемые
заводом-изготовителем значения обычно являются результатом компромиссом между
эффективностью работы колеса, его нагрузкой и комфортом для пользователей.
Однако если вы готовы пожертвовать мягкостью хода, смело подкачивайте все четыре
колеса на 0,2-0,4 атм, и управляемость заметно повысится. Такая перекачка не
повредит внедорожнику, особенно если речь идет о машинах с постоянным полным
приводом. Если вам приходится регулярно ездить в гористой
местности или с большой скоростью по автостраде, то повышенное давление в шинах
защитит корд от перегрева и уменьшит износ краев боковой
дорожки. Легкая подкачка также будет полезна при перевозке
тяжелых грузов или буксировке прицепа. Повышенное давление снижает опасность
аквапланирования, машина лучше держит дорогу.
Итак, если вы решили поднять давление сверх указанной нормы, проведите самостоятельные
тесты. Начиная от рекомендуемого показателя и прибавляя по 0,2 атм,
можно получить наиболее приемлемый показатель для каждого конкретного случая.
ПРОСЕЛОК
При езде по бездорожью роль давления в шинах
очень велика. От него напрямую зависит проходимость автомобиля. Хотите убедиться
- попробуйте сами. Найдите склон погрязнее, с уклоном градусов в 30. Сохранив в
колесах шоссейное давление, включите полный привод и попробуйте заехать наверх.
Через несколько метров машина замерет и начнет буксовать. Снизьте давление до
1,5 атм и сразу увидите, что удалось подняться значительно
выше! При уменьшении давления пятно контакта покрышки
с грунтом становится вдвое длиннее и примерно в 1,2 раза шире. Его площадь
увеличивается на 40%, за счет чего удельное давление на грунт становится меньше
и колесо не так сильно проваливается. Кроме того, грунтозацепы взаимодействуют с
грязью на гораздо большей площади и лучше передают крутящий момент. Но и это еще
не все: протектор подспущенного колеса гораздо лучше
самоочищается. Но ведь на дороге бывает не только грязь. Ниже
мы приводим некоторые рекомендации по величинам давлений, однако помните, что
они завият от типа грунта и веса автомобиля
(чем он тяжелее, тем меньше надо снижать давление).
ГРЯЗЬ - 1,2 атм
Для автомобилей типа Toyota Land Cruiser 70 или Land Rover
Defender со штампованными дисками и камерной резиной можно снижать давление в
сильной грязи даже до 0,8 атм. Но, в общем , для езды по пересеченной местности
с большим количеством грязи поддерживайте давление от 1,2 до 1,5
атм. Если у вас радиальная бескамерная резина, то снижать
давление менее 1,2 атм не стоит. Наилучшие результаты дает 1,5 атм. Но при таких
низких давлениях в шине велик риск разбортировки, особенно при резком наезде на
препятствие, в повороте или на крутом склоне. Будьте весьма осторожны. Помните
также, что низкие давления требуют и невысоких скоростей - до 60 км/час. В
противном случае возможен перегрев и, как следствие, разрыв корда. Наконец
последний совет - боковины колес внедорожников обычно укреплены, чтобы избежать
разывов об острые камни и коряги, но все же не расслабляйтесь и глядите в
оба!
КАМНИ - 3,0 атм
Если ваш путь лежит в Северную Карелию или горы Кавказа и ездить
придется по совершенно разбитым дорогам с большими камнями, то рекомендуем
держать давление 3,0 атм. Повышенное давление будет препятствием для острых
камней, и вы сможете избежать частых разрывов и проколов. Вдобавок слегка
перекачанное колесо лучше накатывается на крупные препятствия.
ПЕСОК - 0,8 атм
И наконец - песок! Здесь снова уместно позаботиться об увеличении
пятна контакта. Давление можно понизить до 0,7 - 0,8 атм. Но позаботьтесь
заранее установить в колеса камеры - это избавит вас от частой самопроизвольной
разбортировки. Важно после песчанного участка сразу подкачать колеса, доведя
давление до нужного уровня. Бывает, приходится довольно часто спускать и снова
накачивать колеса. Вот почему мы настоятельно рекомендуем не жадничать, а
приобрести хороший манометр и компрессор с большой производительностью. Без
этого вам гарантированы долгое сидение в песках и активная работа
лопатой. Ниже мы приводим обобщенные параметры давлений,
рекомендуемых для внедорожников. Разумеется, это усредненные величины,
соответствующие машинам типа Toyota Land Cruiser 70, Land Rover Defender 90 или
длиннобазный Nissan Patrol.
ОЧЕНЬ СИЛЬНАЯ ГРЯЗЬ: камерные колеса
............................................. 0,8 - 1,5 атм бескамерные
колеса ....................................... 1,2 - 1,5 атм ГРЯЗЬ И
ВЛАЖНЫЙ
ГРУНТ: ...........................................................................
1,0 - 2,0 атм СУХАЯ КАМЕНИСТАЯ
ДОРОГА: ...........................................................................
2,5 - 3,5
атм ПЕСОК: ...........................................................................
0,7 - 1,5 атм
Copyright © Александр Барабанов, 1999 (журнал "4x4 Club", ноябрь 1999г)
© Shatoon, Владивосток, 2000-2015 info@shatoon.ru
|